Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год
Части речи - Повторение изученного в 5 классе
Цели урока: повторить сведения о самостоятельных и служебных частях речи, порядок морфологического разбора слов; совершенствовать умение создавать устное высказывание на лингвистическую тему; чтение эпического текста и проведение его стилистического анализа.
Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Планирование действий в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД. Структурирование знания. Выбор оснований и критериев для сравнения. Коммуникативные УУД. Умение работать в группе. Сотрудничество.
Ход урока
I. Лингвистическая пятиминутка.
1. Игра “Третий лишний”: ряды слов спроецированы на экран или записаны на доске, учащиеся выписывают только лишнее слово.
1) Капюш_н, ш_рох, печ_нка; 2) р_сточек, зар_стёт, отр_слевой; 3) отб_рать, выт_реть, заст_лить; 4) ц_ркуль, ц_ганский, оц_фровать; 5) капус_ный, опас_ный, ужас_ный; 6) прил_жить, прил_скать, прим_рить (с чередующейся гласной).
2. Морфемный разбор лишних слов, подбор слов с одинаковым морфемным составом: а) печёнка, цыганский, капустный; б) отбирать, приложить; в) росточек (с двумя суффиксами).
II. Словарный диктант (по материалам домашнего задания).
Заросли бурьяна, киносъёмка в павильоне, разжечь костёр, сошьём из шёлка, раздвигать ветви акации, просьба помочь, выращенный в оранжерее цитрус, подъехать к станции, разжечь костёр, вьющееся растение, жёсткая щётка, циферблат часов, объявление о демонстрации, восковой свечой, осторожный шорох; восьмой цыплёнок, расположиться у ручья, возьмёшь цилиндр. (Вариант: словарный диктант только по упр. 30.)
Дополнительное задание: сделать морфемный разбор выделенных слов.
III. Повторение основных сведений по морфологии.
1. Составление с опорой на вопросы учебника (с. 19) схемы (таблицы), отражающей систему частей речи русского языка.
2. Повторение морфологических признаков существительного, прилагательного и глагола с использованием материалов учебника (с. 19—20).
Учащиеся получают задание с опорой на учебник подготовить лингвистические характеристики частей речи, подбирая “иллюстрации” в упр. 32. Предлагается групповая работа: 1-я группа работает с именами существительными, 2-я группа — с прилагательными, 3-я группа — с глаголами, 4-я группа готовит выразительное чтение текста, выписывает, группируя, предлоги и союзы.
Работа проверяется коллективно, подводится итог работы всех групп и даются ответы на вопросы: какие слова в данном тексте не были рассмотрены группами? Какие это части речи? Что вы о них знаете? (Наречия местами, почти, везде; местоимение её.) Учителю следует предусмотреть, что наречие местами, скорее всего, ученики примут за существительное. Учитель предлагает учащимся задать к нему падежный вопрос: обрастают (чем?) кустарником, но (как? где?) местами (учащиеся запоминают: с существительными в форме творительного падежа надо быть осторожными, они могут “перевоплощаться”, становясь наречиями).
Следует обратить внимание также на значение слова лозняк и предложить учащимся сравнить его с известными им словами березняк, ивняк, сосняк, дубняк (а также молодняк, сушняк). Далее учащиеся определяют, из каких морфем состоят эти слова и что обозначает суффикс -няк-, делают, исходя из этого, морфемный разбор слова лозняк и характеризуют его значение: заросли, кустарник лозы, вспоминают, не встречалось ли им раньше слово лоза.
Учитель может сам предложить выдержки из произведений русских поэтов (учащиеся готовят их выразительное чтение):
Не стану я жалеть о розах,
Увядших с лёгкою весной;
Мне мил и виноград на лозах,
В кистях созревший под горой...
(А. Пушкин)
Между ягод сети-паутинки,
Гибких лоз стволы ещё тонки,
Облака плывут, как льдинки, льдинки
В ярких водах голубой реки.
(А. Ахматова)
IV. Комплексная работа с текстом (упр. 33).
1. Знакомство с текстом Л. Пантелеева, определение его темы и подбор заголовка с использованием ключевых слов отрывка (“Прелесть поздней осени”), характеристика стиля.
2. Списывание текста с частичной морфологической характеристикой существительных, прилагательных и глаголов (в соответствии с заданием).
3. Определение роли существительных, прилагательных и глаголов в создании картины поздней осени.
— Какие краски и звуки привлекают ваше внимание в первую очередь?
— Какие части речи помогают увидеть и услышать осенний лес?
Выполняя задание, учащиеся находят наиболее яркие детали, помогающие автору передать состояние восхищения простой картиной осенней природы: безнадёжный дождь, одуряющие запахи тления, посиневшие от холода сыроежки, ссохшиеся беретики, сверкает, как слеза, мягко похлюпывает, рдяно алеют, нержавеющая зелень, крупные бусины брусники, лежит невпопад, рыжий, поникший папоротник.
4. Индивидуальные задания: устная характеристика указанного предложения; разъяснение значения слов тление и рдяно с помощью толкового словаря.
5. Выразительное чтение текста.
V. Подведение итогов урока в форме беседы.
— Помогает ли внимательное, вдумчивое чтение и анализ языковых единиц лучше понять созданный писателем текст? Слова каких частей речи вы сами хотели бы использовать при создании картины природы? Какие из слов, встретившихся на уроке, запомнились вам больше всего?
VI. Домашнее задание. Предлагаются 2 варианта домашнего задания: упр. 31 или создание пейзажной миниатюры (тему определяет сам учащийся).