Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год
Несклоняемые имена существительные (окончание) - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи
Цели урока: закрепить умения распознавать несклоняемые существительные, определять их падеж, разграничивать склоняемые и несклоняемые сложносокращённые слова; научить правильно употреблять собственные имена, заключённые в кавычки.
Личностные УУД. Расширение кругозора. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Извлечение информации из сообщений учителя. Индуктивное умозаключение. Коммуникативные УУД. Формулирование собственного мнения. Выступление перед аудиторией сверстников.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка.
Даны предложения:
1) Под Бородином произошло решающее сражение войны 1812 года. 2) Композитором Александром Бородиным написаны две замечательные русские оперы — “Князь Игорь” и “Царская невеста”. 3) С Чарльзом Дарвином и его теорией не согласны многие учёные. 4) Бывшее Царское Село называется теперь городом Пушкином. 5) Это место тесно связано с Александром Пушкиным.
— Выделите окончания в именах собственных, определите их падеж. Объясните, почему у стоящих в одной и той же форме слов разные окончания. Сформулируйте вывод и запишите его в тетради-справочники.
II. Проверка домашнего задания. Взаимопроверка письменной работы.
III. Изучение нового материала.
1. Сообщение учащихся об особенностях склонения имён собственных (по материалам предыдущего урока и лингвистической разминки).
2. Переработка информации учителя об особенностях склонения имён собственных, заключённых в кавычки. Сведения могут быть представлены учителем как сообщение либо как материал для наблюдения.
Восхищался пьесой Гоголя “Ревизор”. |
Восхищаюсь “Ревизором” Гоголя. |
Я читаю газету “Вечерняя Москва”. |
Я читаю “Вечернюю Москву”. |
Встретимся на станции “Охотный ряд”. |
Встретимся на “Охотном ряду”. |
У клуба “Спартак” много болельщиков. |
У “Спартака” много болельщиков. |
Таблица дополняется самостоятельно подобранными примерами с использованием 2-го предложения лингвистической разминки.
3. Упр. 267 выполняется под контролем учителя. Синтаксический разбор 1-го и 2-го предложений (по вариантам). У доски составляются схемы всех пяти предложений.
4. Упр. 271 сопровождается расшифровкой каждого сложносокращённого слова и определением способа его образования.
— Какое слово не является производным в русском языке? (Слово мопед заимствовано из немецкого языка, где оно является сложносокращённым, в русском имеет один корень.)
IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.
Перед выполнением упр. 268 учитель даёт учащимся предупреждающее задание: найти среди имён те, которые обозначают лиц женского пола.
V. Подведение итогов урока.
— Какие трудности возникают при употреблении имён собственных?
VI. Домашнее задание. Составить глагольные словосочетания (глаг. + сущ. с предлогом) с несколькими несклоняемыми существительными со значением “фрукты, овощи” (рекомендуется использовать словарь иностранных слов, ресурсы Интернета).