Морфемный и словообразовательный разбор слова - Словообразование. Орфография. Культура речи

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Морфемный и словообразовательный разбор слова - Словообразование. Орфография. Культура речи

Цели урока: познакомить со структурой, особенностями и порядком морфемного и словообразовательного разбора слова; научить делать устный и письменный морфемный и словообразовательный разбор слова; выработать устойчивое представление о различиях этих разборов.

Личностные УУД. Формирование интереса к учебной деятельности. Способность к самооценке. Регулятивные УУД. Саморегуляция. Познавательные УУД. Создание алгоритмов деятельности. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Взаимодействие со сверстниками и с преподавателем.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка.

— Определите, как связаны между собой слова: 1) арьергард и авангард; 2) нож и заноза; 3) адъютант и помощник; 4) генерал, бригадир и полковник. Работа организуется по группам с использованием словарей (толкового, иностранных слов, этимологического), ресурсов портала “Грамота.ру” и сайта “Академик”.

Ответ: 1) арьергард и авангард — антонимы, оба слова из французского, где сформировались как сложные; 2) нож и заноза — исконные, исторически имеют один корень с чередованием ж // з; 3) адъютант — в пер. с лат. “помогающий”, т. е. помощник высокопоставленного офицера; 4) генерал, бригадир и полковник — воинские звания (генерал командует армией, бригадир — бригадой, полковник — полком).

II. Изучение темы урока с опорой на материалы учебника.

1. Беседа с классом.

— Каких слов среди представленных больше — производных или непроизводных? Назовите производные слова (помощник, бригадир, полковник), определите способ их образования. От каких слов и с помощью каких средств они образовались? Докажите свою точку зрения.

Учитель подводит итог работе: то, что мы сейчас делали, называется словообразовательным анализом, или разбором. Чтение на с. 124 порядка словообразовательного разбора и образца письменного разбора.

2. Самостоятельная работа: чтение плана морфемного разбора, сравнение его со словообразовательным — подготовка развёрнутого ответа на вопрос, данный на с. 124, с опорой на таблицу на с. 125. В конце работы задаются вопросы: какому разбору можно подвергнуть любое слово? Словообразовательный разбор каких слов невозможно выполнить?

3. Упр. 226 нацелено на выработку навыка выполнения морфемного разбора. Однако учитель обращает внимание на то, что успешно выполнить данный разбор можно только при условии, если учащиеся мысленно проведут словообразовательный анализ слова. В качестве доказательства учитель приводит разбор пары доблесть — свежесть.

Аналогичную пару можно предложить подобрать к слову кузнец, в современном языке непроизводному и имеющему в своём составе исторический суффикс: молодец, борец.

4. Упр. 227 выполняется под руководством учителя, так как построение словообразовательных цепочек с данными словами учащимся выполнить непросто. Можно предложить использовать словообразовательный словарь.

Учащимся даны производные слова, поэтому они начинают запись с них и, выстраивая цепочку, доходят до непроизводного (в обратном порядке по сравнению с образцом): раскрасавец ← красавец ← красивый; сверхготовность ← готовность ← готовый; бесчеловечный ← человек; ненаучный ← научный ← наука ← научить ← учить; прескучный ← скучный ← скука ← скучать; доледниковый ← ледниковый ← ледник ← лёд.

Одновременно учащиеся называют способ образования производного слова, контролируя правильность выделения соответствующих морфем.

III. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.

1. Упр. 228. При выполнении задания лучше не выстраивать словообразовательных цепочек во второй части таблицы, а производить именно словообразовательный разбор, при котором должны быть записаны две части — производное (данное) слово и производящее (ближайшее однокоренное). Если производящее слово тоже производно, его нужно представить в следующей паре (выборочную работу — проводить словообразовательный разбор производящих слов — можно поручить ученикам у доски).

Следует предупредить возможные ошибки учащихся в определении способа образования слов предгрозовой (приставочно-суффиксальный); нефтеналивной (сложение с суффиксацией); пароходный (суффиксальный).

2. Предупредительная проверочная работа: упр. 229. Помимо задания к упражнению, учащиеся делают морфемный и словообразовательный разбор 2—3 слов по указанию учителя или по выбору.

IV. Подведение итогов урока в форме самоанализа усвоения материала.

V. Домашнее задание. Упр. 230.






Для любых предложений по сайту: [email protected]