Буквы а и о в корне -гар- - -гор- - Словообразование. Орфография. Культура речи

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Буквы а и о в корне -гар- - -гор- - Словообразование. Орфография. Культура речи

Цели урока: научить правильно писать слова с чередованием букв ао в корне -гар- — -гор- (орфограмма 27); сформировать устойчивое представление об условиях выбора гласных и умение графически обозначать условия этого выбора; закрепить умение различать корни с чередованием гласных и проверяемыми безударными гласными.

Личностные УУД. Формирование интереса к учебной деятельности. Способность к самооценке. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Выявление существенных признаков предмета. Извлечение информации из учебного пособия и сообщений учителя. Коммуникативные УУД. Совместная деятельность. Постановка вопросов.

Ход урока

I. Работа над ошибками. Самостоятельная работа над ошибками сопровождается индивидуальными консультациями и взаимопомощью. Учитель объясняет наиболее трудные случаи в проверочной работе, подбирает аналогичные задания, предлагает учащимся смоделировать подобные ситуации.

II. Проверка домашнего задания. Опираясь на составленную дома таблицу, учащиеся выявляют, кто “подаёт сигналы” к выбору нужной буквы в корнях с чередованием: суффикс -а- (либо его отсутствие) и согласные, стоящие после гласных.

III. Изучение нового материала.

1. Учитель знакомит с ещё одним корнем, в котором есть чередование гласных а о, обращает внимание на отсутствие известных учащимся “сигнальщиков”: горишь, загорелый, прогорать, выгорит; загар, огарок (свечи).

2. Учащиеся знакомятся с материалами, размещёнными в учебнике (с. 106), повторяют правило, работая в парах. Слова-примеры рассматриваются и с точки зрения словообразования (работа выполняется у доски: выстраиваются словообразовательные цепочки, определяется способ образования каждого слова: гореть → горелый; гореть → угореть → угар; гореть → загореть → загар; гореть → загореть загорать; гореть огарок).

Работа с цепочкой гореть → загореть → загорать позволяет обратить внимание на трудную для учащихся словообразовательную последовательность: приставочным способом образуется глагол совершенного вида, а от него суффиксальным способом — приставочный глагол несовершенного вида.

(Можно предложить для запоминания слова-исключения, обратить внимание учащихся на то, что эти слова являются необщеупотребительными, и повторить данную группу лексики: прИгарь — привкус дыма, разг.; вЫгарки —остатки от сгорания, спец.; Изгарь — шлак, отходы при плавке руды, спец.)

3. Выполнение упр. 187. Учителю следует обратить внимание на то, что в задании предлагается составить словосочетания, а в качестве образца дана грамматическая основа. Можно адресовать учащимся такой вопрос: какой подвох содержится в образце выполнения задания?

4. Выполнение упр. 188. Дополнительное задан и е: образовать от получившихся глаголов существительные суффиксальным и (или) бессуффиксным способом.

IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы. Выборочный диктант (по усмотрению учителя слова для выборки выносятся на доску или читаются). Разные колонки могут заполнять разные ученики.

горечь

горение

горячий

горевать

пригорок

глотать

горбатый

гордый

Задание: выделить в словах корни и определить значение слов, подобрав к ним синонимы, найти корень с чередованием. Слова из списка записать в колонки.

Горловой, угарный, косогор, гористый, горчить, горняк, горловина, горемыка, погорячиться, разгораться, сгорбиться, гордыня, высокогорье, горластый, горбушка, разгорячённый, пригорелый, горьковатый, горестный, горячка, горбун, горделивый, пригорюниться, загордиться, загорать, горелка, гордость, сгоряча, горец, горбуша, перегореть, выгорание, гордячка, конёк-горбунок, загар, горючие слёзы, разлить горючее, предгорный, горлопан.

V. Подведение итогов урока. Во время проверки выполненной работы учащиеся задают товарищам у доски вопросы.

VI. Домашнее задание. Упр. 189; записать слова в рамке в словарики.






Для любых предложений по сайту: [email protected]