Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год
Буквы а и о в корне -гар- - -гор- - Словообразование. Орфография. Культура речи
Цели урока: научить правильно писать слова с чередованием букв а — о в корне -гар- — -гор- (орфограмма 27); сформировать устойчивое представление об условиях выбора гласных и умение графически обозначать условия этого выбора; закрепить умение различать корни с чередованием гласных и проверяемыми безударными гласными.
Личностные УУД. Формирование интереса к учебной деятельности. Способность к самооценке. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Выявление существенных признаков предмета. Извлечение информации из учебного пособия и сообщений учителя. Коммуникативные УУД. Совместная деятельность. Постановка вопросов.
Ход урока
I. Работа над ошибками. Самостоятельная работа над ошибками сопровождается индивидуальными консультациями и взаимопомощью. Учитель объясняет наиболее трудные случаи в проверочной работе, подбирает аналогичные задания, предлагает учащимся смоделировать подобные ситуации.
II. Проверка домашнего задания. Опираясь на составленную дома таблицу, учащиеся выявляют, кто “подаёт сигналы” к выбору нужной буквы в корнях с чередованием: суффикс -а- (либо его отсутствие) и согласные, стоящие после гласных.
III. Изучение нового материала.
1. Учитель знакомит с ещё одним корнем, в котором есть чередование гласных а — о, обращает внимание на отсутствие известных учащимся “сигнальщиков”: горишь, загорелый, прогорать, выгорит; загар, огарок (свечи).
2. Учащиеся знакомятся с материалами, размещёнными в учебнике (с. 106), повторяют правило, работая в парах. Слова-примеры рассматриваются и с точки зрения словообразования (работа выполняется у доски: выстраиваются словообразовательные цепочки, определяется способ образования каждого слова: гореть → горелый; гореть → угореть → угар; гореть → загореть → загар; гореть → загореть загорать; гореть огарок).
Работа с цепочкой гореть → загореть → загорать позволяет обратить внимание на трудную для учащихся словообразовательную последовательность: приставочным способом образуется глагол совершенного вида, а от него суффиксальным способом — приставочный глагол несовершенного вида.
(Можно предложить для запоминания слова-исключения, обратить внимание учащихся на то, что эти слова являются необщеупотребительными, и повторить данную группу лексики: прИгарь — привкус дыма, разг.; вЫгарки —остатки от сгорания, спец.; Изгарь — шлак, отходы при плавке руды, спец.)
3. Выполнение упр. 187. Учителю следует обратить внимание на то, что в задании предлагается составить словосочетания, а в качестве образца дана грамматическая основа. Можно адресовать учащимся такой вопрос: какой подвох содержится в образце выполнения задания?
4. Выполнение упр. 188. Дополнительное задан и е: образовать от получившихся глаголов существительные суффиксальным и (или) бессуффиксным способом.
IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы. Выборочный диктант (по усмотрению учителя слова для выборки выносятся на доску или читаются). Разные колонки могут заполнять разные ученики.
горечь |
горение |
горячий |
горевать |
пригорок |
глотать |
горбатый |
гордый |
Задание: выделить в словах корни и определить значение слов, подобрав к ним синонимы, найти корень с чередованием. Слова из списка записать в колонки.
Горловой, угарный, косогор, гористый, горчить, горняк, горловина, горемыка, погорячиться, разгораться, сгорбиться, гордыня, высокогорье, горластый, горбушка, разгорячённый, пригорелый, горьковатый, горестный, горячка, горбун, горделивый, пригорюниться, загордиться, загорать, горелка, гордость, сгоряча, горец, горбуша, перегореть, выгорание, гордячка, конёк-горбунок, загар, горючие слёзы, разлить горючее, предгорный, горлопан.
V. Подведение итогов урока. Во время проверки выполненной работы учащиеся задают товарищам у доски вопросы.
VI. Домашнее задание. Упр. 189; записать слова в рамке в словарики.