Этимология слов - Словообразование. Орфография. Культура речи

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Этимология слов - Словообразование. Орфография. Культура речи

Цели урока: развить интерес к изучению языка; дать понятие о науке этимологии, о структуре статьи этимологического словаря; научить пользоваться этимологическим словарём; совершенствовать умения составлять план текста и воспроизводить текст с опорой на него.

Личностные УУД. Развитие нестандартного мышления. Регулятивные УУД. Познавательная инициатива. Познавательные УУД. Распознавание объектов. Переработка информации. Коммуникативные УУД. Умение вести диалог. Выступление перед аудиторией сверстников.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка. Актуализация темы урока.

— Определите, какие способы словообразования использовали для объяснения значения слов создатели весёлого словарика1. При выполнении работы опирайтесь на таблицу, составленную дома.

Бакалея — мусорные бачки для парка отдыха

сложение

непроизв., заимств. из турецкого языка

Ложка — маленькая ложь

суффиксальный

непроизв., исконное

Кашалот — прибор для измерения глубины каши

сложение

непроизв., заимств. из франц. языка

Кенгуру — муж Барби в восточном наряде

сложение

непроизв., заимств. из англ. языка

Поднос — носовой платок

приставочный

бессуффиксный

Приличие — борода

приставочно-суффиксальный

суффиксальный

Окуклиться — обзавестись куклой

приставочно-суффиксальный

приставочно-суффиксальный

Заступ — старший брат

бессуффиксный

бессуффиксный

— Теперь подойдите к вопросу серьёзно и найдите производные и непроизводные слова. Среди непроизводных слов выделите заимствованные, у производных определите способ образования. Сколько у вас получилось совпадений? Можете ли вы их объяснить? А как объяснить происхождение непроизводных слов? Есть ли словари, в которых можно найти такие сведения?

II. Изучение нового материала.

1. Чтение материалов учебника (с. 100): анализ определения понятия этимология, запись слова в личные словарики, характеристика структуры статьи этимологического словаря.

2. Работа с примерами статей из этимологического словаря (с. 101). Учащиеся и учитель расшифровывают сведения, содержащиеся в статьях.

3. Работа с упр. 177. Дополнительное задание: придумать и записать реплики, которые встречаются в словаре однокоренных слов (при этом учитель контролирует соблюдение пунктуации в предложениях с прямой речью, соблюдение этикетных норм); разыгрывание сценки (реплики участники диалога воспроизводят по памяти).

Учителю в заключение работы следует ещё раз обратить внимание учащихся на то, что родство данных слов является историческим фактом. В современном языке у каждого из этих слов своё родовое гнездо. Учащиеся могут составить словообразовательные цепочки с этими словами, образовать сложные слова (например: пятикопеечный, двухколёсный), определить способ их образования (сложение + суффиксация).

III. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.

1. Упр. 178. После проверки правильности распределения слов в колонки учитель предлагает групповую работу со словами колонки “б” (кольцо, ижица, ловить, корова, булава), связанную с использованием этимологического словаря, поиском сведений в Интернете (например, на сайте “Академик”, где есть статьи из четырёх разных этимологических словарей, а также на сайте ИРЯ им. В. В. Виноградова “Этимология и история русского языка”: http://etymolog.ruslang.ru/).

2. Чтение и анализ текста.

КЕНГУРУ. Когда в 1769 году Джеймс Кук ступил на австралийскую землю, всё для него было внове. И он, человек любознательный, задавал вопросы. Но не всегда правильно понимал ответы, ведь местных наречий он не знал. Заметив диковинное сумчатое существо, Кук спросил: “Это кто?” Ему ответили: “Кенгуру”. На местном наречии это означало: “Не понимаю”, а капитан решил, что так называется животное. Слово вошло почти во все языки мира, а австралийские аборигены разных племён до сих пор называют кенгуру по-своему, иначе: алпуги, яангор, вура, варру.

— Является ли этот текст статьёй этимологического словаря? Докажите своё мнение. Затем учитель сообщит, что статья взята из книги Н. Голя “Занимательный этимологический словарь” (М., 2007), электронная версия есть на сайте “Культура русской речи” (http://www.gramma.ru).

— Используя данные материалы, составьте статью, которую можно было бы разместить в традиционном этимологическом словаре.

Для любознательных. Из словаря В. Даля: “Кангуру, кенгуру, м., животное Океании, двуутробка, сумчатка, похожее по наружности на наших тушканов и табарганов (земляных зайчиков), но бывающее величиною с овцу”.

IV. Подведение итогов урока.

— Выявите, чем различаются этимологический словарь и словарь иностранных слов.

V. Домашнее задание. Подготовить сообщения по заданию упр. 179. Список слов для работы учитель может расширить. Поскольку следующие уроки будут посвящены описанию помещения, можно для работы рекомендовать такие слова: шкаф, мебель, пол, окно, потолок, стена, коридор, стол, скатерть, часы (все они есть в указанном в учебнике словаре Н. Шанского и Т. Бобровой).


1 Данные выражения взяты из “Весёлого этимологического словарика”, размещённого на сайте http://www.gramma.ru в рубрике “Словари”.






Для любых предложений по сайту: [email protected]