Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год
Описание помещения - Словообразование. Орфография. Культура речи
Цели урока: актуализировать и развить знания об особенностях описания как функционально-смыслового типа речи; познакомить с понятием интерьер; научить определять роль описания в художественных текстах.
Личностные УУД. Развитие эстетического сознания. Стремление к речевому совершенствованию. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Анализ и синтез явлений. Установление аналогий. Устное рассуждение. Коммуникативные УУД. Умение выражать свою точку зрения.
Ход урока
I. Актуализация темы урока.
1. Письмо по памяти. Определение типа речи, повторение особенностей описания.
2. Анализ текста (отрывок из повести К. Чуковского “Серебряный герб”). По усмотрению учителя текст может быть частично записан.
Охваченный легкомысленной радостью, я выбегаю во двор и, добежав до ворот, взбираюсь по канату на горище*, где среди всякого хлама есть у меня небольшой закуток, носящий индейское имя “Вигвам”. Кроме Тимоши, об этом “Вигваме” не знает ни один человек, вход в него забаррикадирован пустыми бочонками, и нам приходится под самым потолком протискиваться в него, как в ущелье. В “Вигваме” у меня очень чисто, уютно и тихо. Пол вымыт мочалкой и мылом, стены оклеены страницами журнала “Будильник”. На полу — охапка прошлогоднего колкого сена, всё ещё пахнущего ромашкой, полынью и мятой. На стенах развешано моё боевое оружие: рогатка, стреляющая на тридцать шагов, и полукруглый железный, ярко размалёванный щит. Здесь за потолочной балкой спрятана тетрадка с моей поэмой, сюда я сую ещё одну вещь — фуражку с поломанным гербом. Тут её никому не найти.
* ГорИще — обл., верх, чердак (по словарю В. Даля).
— Найдите в тексте элементы повествования, выделите описание.
— С какой целью введено это описание в рассказ?
— Можно ли судить по данному описанию о герое-рассказчике?
— Чем отличается это описание от описания в выученном вами отрывке?
II. Знакомство с понятием “интерьер”.
1. Составление лексического портрета слова интерьер с использованием словарей и интернет-ресурсов.
2. Орфоэпическая работа. Учитель обращает внимание на произношение твёрдого согласного перед е. Учащиеся вспоминают, с чем связана эта орфоэпическая особенность (см. Урок 5), приводят другие примеры (теннис, кафе, Интернет, компьютер, модель, ателье, шоссе и др.), а также слова иноязычного происхождения, которые произносятся в соответствии с законами русского языка (аптека, техника, термин, шинель, акварель, мольберт, кофе и др.).
3. Задание на сообразительность: 1) распределите приведённые ниже слова в две группы: а) имеющие, как и слово интерьер, значение “внутренний”; б) имеющие приставку интер- со значением “между”: интернациональный(2), интернат(1), интерклуб(2), интроверт(1), интерфейс(2), интербригада(2), интервент(1), Интернет(2); 2) определите значение слова экстерьер с учётом того, что оно составляет антонимическую пару со словом интерьер.
III. Работа по теме урока с материалами учебника.
1. Чтение материалов для наблюдения на с. 92, составление плана текста, выделение ключевых слов, пересказ текста с примерами учащихся.
2. Выполнение упр. 164, 165 направлено на выявление особенностей описания помещения. Работа сопровождается лексическим и орфографическим комментарием слов в рамках (их толкования нет в словаре учебника), а также слов чурбан, дюжий, приземистый, хоромы, керосиновый. Ученик у доски самостоятельно составляет словарную статью к слову каморка, подбирает к нему синонимы. Учащиеся сравнивают слова каморка, камера, конура, запоминают их написание. В работе можно использовать этимологический словарь, чтобы выделить пару каморка — камера (от греч. камора), а также историческую приставку ко- в слове конура. Учащиеся сравнивают его со словом закоулок, в котором находят исторический корень -ул- (см. упр. 163).
Учащиеся выделяют в описаниях помещений общую часть (общее впечатление от предмета описания), затем детали — особые признаки описываемого помещения.
Каморка (маленькая комнатка) |
Богатырская кровать из дубовых досок; дюжий сундук; столик крепкого свойства; прочный и приземистый стул |
Дом — деревенская изба и княжеские хоромы |
Бревенчатые стены; дощатый буфет с резной доской, причудливым орнаментом из цветов и листьев; в центре — обеденный стол, над ним — керосиновая лампа |
IV. Подведение итогов урока. Обобщение наблюдений и вывод о том, в какой мере описание помещения помогает автору показать особенности человека, живущего в нём.
V. Домашнее задание. Подобрать слова, рифмующиеся со словом интерьер, и сочинить (по желанию) небольшое стихотворение с этим словом.