Морфемика и словообразование - Словообразование. Орфография. Культура речи

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Морфемика и словообразование - Словообразование. Орфография. Культура речи

Результаты обучения. Личностные: осознание возможностей русского языка для самовыражения и развития творческих способностей; гордость за язык; стремление к речевому совершенствованию; способность к самооценке; метапредметные: адекватное понимание фактуальной информации, представленной в теоретических материалах; владение разными видами чтения и приёмами отбора материалов; извлечение информации, представленной в форме схем и таблиц; поиск заданной информации; информационная переработка материалов, преобразование текстовой информации в форму таблицы, визуальной — в текстовую; использование словообразовательного и этимологического словарей; соблюдение в практике письменного общения изученных орфографических правил; предметные: знание предмета изучения словообразования, способов образования слов, содержания понятий словообразовательная пара, словообразовательная цепочка, словообразовательное гнездо, этимология, интерьер, способов сокращения слов, структуры словарной статьи словообразовательного и этимологического словарей, правила написания букв а и о в корнях -кас- — -кос-, -гар- — -гор-, -зар- — -зор-, букв ы и и после приставок, гласных в приставках пре- и при-, соединительных гласных о и е в сложных словах; умения определять способ образования слова, использовать словообразовательный словарь для самоконтроля, пользоваться этимологическим словарём, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать условия выбора правильного написания, правильно произносить сложносокращённые слова, определять род сложносокращённых слов, согласовывать со сложносокращёнными словами глаголы в прошедшем времени, составлять сложный план, перерабатывать простой план в сложный, писать сочинение-описание.

Предварительные замечания. Раздел “Словообразование” является одним из наиболее сложных для учащихся. Во-первых, трудным для восприятия учащихся является то, что на современном этапе развития языка у слова может быть иной состав, чем прежде, что слова, имеющие одинаковый корень, входят в разные словообразовательные гнёзда. К их числу относятся слова известный и весть, искусство и искусственный. Достаточно понятно для учащихся выделение корня -благ- в словах благородный, благодарить, благословить. Но в этих словах не два, а один корень, поскольку в таком виде они были заимствованы из старославянского языка (см. Урок 31).

Во-вторых, следует учесть, что в русском языке есть слова, которые имеют не одно, а два производящих слова. Такие слова называются словами с двойной мотивацией. К их числу относятся, например, лесник (от лес и от лесной) и безынтересный (от интересный и от интерес). При этом необходимо иметь в виду, что не каждое слово, схожее по составу, будет иметь такие же словообразовательные варианты. Напротив, абсолютное большинство прилагательных, имеющих приставку без-/бес- (безоблачный, бессовестный, безысходный и др.), мотивировано соответствующими существительными и образуется приставочно-суффиксальным способом.

Одним из способов образования, который представлен в учебнике, является бессуффиксный способ. Учителю стоит учесть, что в школьной практике так именуется нулевая суффиксация, т. е. разновидность суффиксального способа словообразования, когда словообразовательным элементом выступает нулевой суффикс. Поскольку учащиеся активно используют при изучении морфемики понятие “нулевое окончание”, учитель может ввести и понятие “нулевой суффикс” (с учётом возможностей класса). В этом случае ему стоит сообщить, что таким способом образуются в основном имена существительные — от глаголов (тогда они сохраняют в своём значении действие) или от прилагательных (сохраняют указание на признак). Продемонстрировать данное явление можно путём сопоставления явных и нулевых суффиксов с синонимичным значением (см. Урок 46).

Поскольку при определении способа образования слов важную роль играет частеречная характеристика, то в дальнейшем, при изучении раздела “Морфология”, следует предусмотреть анализ способов образования частей речи для закрепления изученного в данном разделе и расширения представлений учащихся о словообразовании.

Урок 41. Морфемика и словообразование (§ 31)

Цели урока: актуализировать знания в области морфемики; познакомить с понятиями словообразование, производное слово, непроизводное слово; развить умения выделять части слова, определять значения суффиксов и приставок, группировать однокоренные слова, определять грамматическое значение окончаний, разграничивать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Личностные УУД. Учебно-познавательный интерес. Развитие нестандартного мышления. Регулятивные УУД. Целеполагание. Оценка результатов. Познавательные УУД. Индуктивное умозаключение. Обобщение и систематизация. Построение устного высказывания на лингвистическую тему. Коммуникативные УУД. Совместная деятельность.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка. Актуализация темы урока.

— Найден обрывок записки со слогом из. Что могут обозначать эти буквы? Найдите обобщённые варианты ответа.

Ответ: 1) предлог из; 2) приставка из- (износить); 3) часть корня (изба, каприз); 4) часть суффикса -изм или -изн- (туризм, белизна).

— Какой раздел науки о языке изучает употреблённые в ответе понятия — “корень”, “приставка”, “суффикс”? Прочитайте определение на с. 89, дополните свой ответ.

II. Работа по теме урока с материалами учебника.

1. Работа с материалами для наблюдения на с. 89, подбор примеров для каждого определения, взаимоконтроль, подготовка связного рассказа на лингвистическую тему, ответы одного-двух учеников, коррекция и оценка ответов.

2. Выполнение упр. 156. Можно дать задание найти все существительные, имеющие нулевое окончание. В итоге составляется обобщающая схема “Грамматическое значение нулевого окончания существительного”, подбираются дополнительные примеры.

Нулевое окончание выделяется в следующих случаях:

Дополнительное задание: запишите слова и определите, каким образом они связаны с составленной схемой. Дополните схему (выделено серым маркером). Какие слова не вписываются в схему?

Луч, печь, шалаш, сжечь, гуляш, могуч, беречь, багаж, чудовищ, роскошь, саквояж, помочь, свеж, задач, кирпич, груш, стеречь, плакуч.

— Найдите слово, которое может быть прочитано как два разных слова. (Печь — сущ. и печь — глаг.)

3. Перед выполнением упр. 157 учащиеся дают определение понятий форма слова, однокоренные слова, подбирают примеры по группам (каждая группа рассматривает одну из частей речи). В работе можно использовать слова печь и печь. Учитель предупреждает, что у каждого из этих слов своя родовая семья (т. е. оба слова непроизводные), и предлагает собрать их “родственников” (сущ.: печка, печурка, печной, печник; глаг.: печься, пекарь, пекарня, испечь, запечь, спечь, припекать), затем выделить суффиксы и приставки.

Материалы упр. 157 используются следующим образом: сначала из каждой группы исключается форма слова, затем выбираются существительные. Они записываются в четыре столбика, суффиксы выделяются.

Без суффикса

Обозначают

человека

Обозначают

предмет

Обозначают процесс

(действие)

Мебель, паркет, шкаф, окно

Мебельщик, уборщица

Шкафчик, подоконник

Натирка, уборка

— Как связаны друг с другом слова мебель и мебельщик? Какое из этих слов даёт жизнь другому? Докажите свою точку зрения. Работа завершается чтением определения понятия словообразование и его записью в тетради-справочники. Учитель комментирует понятия производные слова и непроизводные слова, приводит примеры из выполненного упражнения.

III. Закрепление изученного.

1. Выполнение упр. 158 сопровождается орфоэпической и лексической работой. Особое внимание следует обратить на произношение слов пОдпол и зАводь, в которых ударение падает на приставки, также закрепляется произношение знакомого учащимся слова водопровОд. Используя толковый словарь, учащиеся комментируют значение этих слов, а также слов половик, стеклотара.

Дополнительные вопросы и задания:

— Встретились ли вам слова с двумя суффиксами? (Половик.) с двумя корнями? (Водопровод, водопой, стеклотара.)

* К слову подпол подберите синонимы. (Подвал, погреб.) Сопоставьте их морфемный состав. Одинаков ли он? (В словах подвал, погреб нет приставок.)

2. Упр. 159 выполняется в тетрадях и одновременно у доски (на закрытых крыльях доски, чтобы дать возможность учащимся выполнить работу самостоятельно) или на специальных картах (всего должно получиться 8 групп слов). Учитель записывает первое слово — красить. Учащиеся по очереди выходят, чтобы записать доставшееся им слово либо в уже начатую группу, либо в новую группу. Таким образом в работе у доски принимает участие весь класс.

IV. Подведение итогов урока. Проверка коллективной работы (особое внимание к корням с чередованием), повторение понятий, использованных в процессе урока.

V. Домашнее задание. 1) По результатам выполнения упр. 159 определить, в каких рядах есть непроизводные слова. 2) Подобрать однокоренные слова к слову друг.






Для любых предложений по сайту: [email protected]