Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год
Общеупотребительные слова - Лексика. Культура речи
Цели урока: дать представление об общеупотребительных и необщеупотребительных словах, научить их разграничивать и находить в тексте; развить навык использования толкового словаря, извлечения из него информации.
Личностные УУД. Формирование интереса к учебной деятельности. Обогащение словарного запаса. Регулятивные УУД. Познавательная инициатива. Познавательные УУД. Поиск информации с использованием ресурсов Интернета. Переработка информации. Коммуникативные УУД. Совместная работа.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка. Игра “Верёвочка”. Условия игры: учащиеся получают два слова — два существительных в начальной форме. Используя только такую форму слов, они должны перейти “по верёвочке” от первого слова ко второму за меньшее количество ходов, повторяя в каждом последующем слове две последние буквы. Такую игру можно использовать для запоминания правописания трудных слов. Побеждает тот, у кого “на верёвочке меньше узелков”.
Дано: перила — терраса. (Вариант 1: перила — ласточка — канава — варьете — терраса. Вариант 2: перила — лассО — сотЕ — терраса.) Учитель может помочь учащимся принять решение (показать более короткий вариант), если они затрудняются выполнить упражнение. Сложность работы с данной парой связана с тем, что слово терраса начинается со слога, встречающегося у небольшого числа существительных.
Пару можно “перевернуть”: терраса — перила (вариант ответа: терраса — салака — канапе — перила).
— Как вы думаете, кому легче справиться с таким заданием? (Человеку с большим лексическим запасом.)
— Есть ли среди встретившихся здесь слов вам неизвестные? Используя толковые словари, познакомьтесь с их значением.
II. Работа по теме урока.
1. Учитель сообщает, что основная часть русской лексики — это слова, которые употребляют все люди, независимо от места проживания и профессии. Такие слова называются общеупотребительными. Но есть и слова, которые используют не все, а только представители определённой профессии или жители какой-либо местности. Это необщеупотребительные слова, с ними учащиеся встретятся на ближайших уроках.
2. Чтение материалов учебника на с. 58, пересказ, запись новых терминов и разбор их по составу.
3. Работа с разделом толкового словаря учебника на букву А. Учитель предупреждает: несмотря на то что некоторые слова учащимся неизвестны, все они являются общеупотребительными, так как не имеют специальных помет.
4. Упр. 107. Комментирование пометы обл., сопровождающей слова мшары, мочажины и чапыга. Самостоятельное объяснение значения слов осинник, мелколесье, бор, пустошь известными учащимся способами (по вариантам). У доски ученик делает разбор слов по составу.
5. Работа с упр. 109 сопровождается чтением статей толкового словаря (в том числе с использованием портала “Грамота.ру”). Учитель может сообщить о том, что слова одеть — надеть имеют специальное научное название — паронимы (от греч. para — возле и onyma — имя). Так называют слова, близкие по произношению и написанию, чаще всего однокоренные, но имеющие тонкие смысловые различия. Употребление одного паронима вместо другого — это ошибка.
III. Задания на закрепление изученного.
1. Правильно ли употреблены слова в предложениях? Исправьте допущенные ошибки, прокомментируйте их.
1) Петька дружественно пожал мне руку. 2) Новый сорт семян не подвержен грибным заболеваниям. 3) Требуется оплатить за проезд. 4) У больного было отрывистое дыхание. 5) Наш район к празднику преобразовался. 6) Лицо у неё было невыразимым. 7) Дело было хлопотливым, и мы от него отказались. 8) У него было острое обаяние, и любой запах он сразу узнавал.
Ответ: допущено смешение паронимов, нужно заменить словами дружески, грибковым, заплатить, прерывистое, преобразился, невыразительным, хлопотным, обоняние.
2. Охарактеризуйте слова, опираясь на изученный материал и используя толковый словарь.
1) К окну поспешно он садится, надев персидский архалук. (М. Лермонтов) (Архалук — верхняя распашная одежда в виде короткого кафтана, поддёвки у некоторых народов Кавказа.) 2) Лазурный, пышный сарафан одел Людмилы стройный стан. (А. Пушкин) 3) Из дверей сарая, стоявшего в конце двора, вышла сгорбленная, согнутая прожитым и пережитым старуха. (М. Шолохов) 4) Грибная пора отойти не успела, гляди — уж чернёхоньки губы у всех, набили оскому: черница поспела! А там и малина, брусника, орех! (Н. Некрасов) (Оскома — оскомина; черница — черника.)
IV. Подведение итогов урока.
— Много ли необщеупотребительных слов встретилось вам в последнем задании? С какой целью писатели могут использовать паронимы в своих произведениях?
V. Домашнее задание. Упр. 108. Ответить на вопросы, подготовить выразительное чтение стихотворения, выписать слова с выделенными орфограммами, графически их обозначить.