Безличные глаголы (окончание) - ГЛАГОЛ - Морфология. Орфография. Культура речи

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Безличные глаголы (окончание) - ГЛАГОЛ - Морфология. Орфография. Культура речи

Цели урока: научить находить личные глаголы, употреблённые в значении безличных, заменять личные глаголы безличными, употреблять безличные глаголы в речи.

Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Оценка и классификация объектов. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Умение работать в группе и паре.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка.

— Замените данные определения безличными глаголами в форме настоящего / прошедшего времени (по вариантам): 1) синоним глагола болеть; 2) чувствовать болезненный озноб; 3) нет желания; 4) день клонится к вечеру; 5) не хочется спать; 6) начинается вьюга.

Ответ: нездоровится; знобит; не хочется; вечереет; не спится; вьюжит.

II. Проверка домашнего задания. Какой безличный глагол в домашнем упражнении имеет такой морфемный состав: ?

III. Изучение нового материала.

1. Работа с материалами для наблюдения (с. 132).

— Чем безличные глаголы данной группы отличаются от безличных глаголов, использованных в лингвистической разминке? Какие признаки этих глаголов помогают отличить их от личных глаголов?

2. Выполнение упр. 571 сопровождается устным комментированием.

3. Работа с упр. 572, 573 заканчивается выводом о том, с какой целью используются безличные глаголы в речи.

IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.

1. Определите, какие глаголы используют писатели в предложениях, докажите свою точку зрения.

1) Горько, по-древнему пахло дымом костров. (В. Белов) 2) Волнующе пахнет жасмином плетнёвый его палисад. (С. Есенин) 3) Трясло меня, как в лихорадке, бросало то в холод, то в жар, и в этом проклятом припадке четыре я дня пролежал. (С. Есенин) 4) Двое суток на земле и на небе ревело, свистело, выло. (А. Пушкин)

2. Задание упр. 574 учащиеся выполняют по группам, создавая мини-сочинения. Учитель предлагает использовать в тексте не только безличные предложения, предупреждая, что однотипность предложений обедняет речь.

Поскольку в последней группе слов есть опечатка, учитель предлагает её найти (не звонит, а звенит в ушах).

3. Выполнение упр. 575 сопровождается комментированием орфограмм (устно и графически); по вариантам учащиеся составляют предложения: 1-й вариант — с безличными глаголами; 2-й вариант — с глаголами в повелительном наклонении.

V. Подведение итогов урока. Обобщение сведений о безличных глаголах в форме взаимоопроса.

VI. Домашнее задание. Подобрать пословицы, поговорки и фразеологические обороты с безличными глаголами.






Для любых предложений по сайту: [email protected]