Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год
Безличные глаголы (окончание) - ГЛАГОЛ - Морфология. Орфография. Культура речи
Цели урока: научить находить личные глаголы, употреблённые в значении безличных, заменять личные глаголы безличными, употреблять безличные глаголы в речи.
Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Оценка и классификация объектов. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Умение работать в группе и паре.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка.
— Замените данные определения безличными глаголами в форме настоящего / прошедшего времени (по вариантам): 1) синоним глагола болеть; 2) чувствовать болезненный озноб; 3) нет желания; 4) день клонится к вечеру; 5) не хочется спать; 6) начинается вьюга.
Ответ: нездоровится; знобит; не хочется; вечереет; не спится; вьюжит.
II. Проверка домашнего задания. Какой безличный глагол в домашнем упражнении имеет такой морфемный состав: ?
III. Изучение нового материала.
1. Работа с материалами для наблюдения (с. 132).
— Чем безличные глаголы данной группы отличаются от безличных глаголов, использованных в лингвистической разминке? Какие признаки этих глаголов помогают отличить их от личных глаголов?
2. Выполнение упр. 571 сопровождается устным комментированием.
3. Работа с упр. 572, 573 заканчивается выводом о том, с какой целью используются безличные глаголы в речи.
IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.
1. Определите, какие глаголы используют писатели в предложениях, докажите свою точку зрения.
1) Горько, по-древнему пахло дымом костров. (В. Белов) 2) Волнующе пахнет жасмином плетнёвый его палисад. (С. Есенин) 3) Трясло меня, как в лихорадке, бросало то в холод, то в жар, и в этом проклятом припадке четыре я дня пролежал. (С. Есенин) 4) Двое суток на земле и на небе ревело, свистело, выло. (А. Пушкин)
2. Задание упр. 574 учащиеся выполняют по группам, создавая мини-сочинения. Учитель предлагает использовать в тексте не только безличные предложения, предупреждая, что однотипность предложений обедняет речь.
Поскольку в последней группе слов есть опечатка, учитель предлагает её найти (не звонит, а звенит в ушах).
3. Выполнение упр. 575 сопровождается комментированием орфограмм (устно и графически); по вариантам учащиеся составляют предложения: 1-й вариант — с безличными глаголами; 2-й вариант — с глаголами в повелительном наклонении.
V. Подведение итогов урока. Обобщение сведений о безличных глаголах в форме взаимоопроса.
VI. Домашнее задание. Подобрать пословицы, поговорки и фразеологические обороты с безличными глаголами.