Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год
Условное наклонение (окончание) - ГЛАГОЛ - Морфология. Орфография. Культура речи
Цели урока: развить представление учащихся об условном наклонении глагола; закрепить умения раздельно писать частицу бы (б), распознавать и употреблять глаголы в форме условного наклонения.
Личностные УУД. Стремление к речевому совершенствованию. Регулятивные УУД. Соотнесение целей и результатов своей деятельности. Познавательные УУД. Распознавание объектов. Анализ и синтез явлений. Коммуникативные УУД. Умение работать в паре, оценка действий партнёра.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка.
— Нет ли ошибок в написании бы в известной вам присказке: Если бы да кабы да во рту росли грибы, то был бы не рот, а целый огород? При ответе на вопрос используйте другие знакомые вам примеры, в частности из сказки А. Пушкина: Кабы я была царица... В каком современном союзе бы — часть слова? (Чтобы.)
II. Проверка домашнего задания. Письмо по памяти.
III. Работа по теме урока.
1. Повторение сведений об условном наклонении глагола в форме перекрёстного опроса.
2. Характеристика роли глаголов условного наклонения в текстах упр. 545, 546. Содержательный анализ текстов, орфографический комментарий, графическое выделение орфограмм. Учитель может предложить найти глаголы, употреблённые в формах других наклонений. Ответ на вопрос упр. 546 учащиеся записывают, затем читают, обмениваются впечатлениями.
IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.
Выборочный диктант. Выписываются глаголы, распределяются по столбикам: в изъявительном наклонении / в условном наклонении.
1) Я ответа не нашёл, убедили — я пошёл. (С. Михалков) 2) Взглянула Надя на сирень: “Какой красивый сорт! Но он завянет через день, купили б лучше торт!” (А. Барто) 3) Мы дружны с печатным словом, если б не было его, ни о старом, ни о новом мы б не знали ничего! (С. Михалков) 4) Мы ехали мелким шагом, и путь нас смешил и злил: в подъёмах по всем оврагам телегу мы сами везли. (С. Есенин) 5) Я б навеки пошёл за тобой хоть в свои, хоть в чужие дали... (С. Есенин) 6) Я сыграл бы на рояле, я сыграл бы, коль умел бы, если мог бы, полетел бы, я бы съел вагон пирожных, если только их имел бы! (С. Маршак) 7) Час ли, два часа прошло — время быстро утекло. (С. Михалков)
V. Подведение итогов урока. Взаимопроверка выполненной работы, подведение итогов.
VI. Домашнее задание. Упр. 547 (подчеркнуть глаголы как члены предложения).