Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год
Повторение изученного в 5 классе (окончание) - Урок 3 - ГЛАГОЛ - Морфология. Орфография. Культура речи
Цели урока: закрепить правила правописания гласных в корнях с чередованием, слитного и раздельного написания не с глаголами; совершенствовать умение определять способы образования глаголов.
Личностные УУД. Мотивационная основа учебной деятельности. Развитие эстетического вкуса. Регулятивные УУД. Целеполагание. Выявление степени усвоения знаний. Познавательные УУД. Установление закономерностей. Анализ и синтез явлений. Коммуникативные УУД. Участие в диалоге.
Учителю надо учесть, что на данном и последующих уроках предусматривается проведение словообразовательного разбора глаголов, и если определить способ образования глаголов от существительных и прилагательных чаще всего нетрудно, то при образовании глагола от другого глагола не всё так просто. Определяя способ образования глаголов, необходимо учитывать их вид и возвратность. При определении способа образования приставочного невозвратного глагола может помочь следующий алгоритм:
1) Пробуем отчленить от глагола приставку. Если при этом все остальные морфемы сохраняют свой вид, то, как правило, способ образования — приставочный: привстану ← встану; поумнеть ← умнеть. (Так образуются глаголы совершенного вида.)
2) Если отчленить приставку нельзя, то вариантов два: суффиксальный способ образования или приставочно-суффиксальный. В этом случае переходим к следующему действию.
3) Определяем вид глагола. К глаголу несовершенного вида стараемся подобрать его видовую пару (глагол совершенного вида) либо ближайший родственный глагол. Подобрав, смотрим, какие морфемы участвуют в образовании нашего глагола: проигрывать ← проиграть; названивать ← звонить; притормаживать ← притормозить; приплясывать ← плясать.
Если приходится иметь дело с возвратными приставочными глаголами, то вариантов два: 1) суффиксальный способ (возвратный суффикс или суффиксы несовершенного вида): подмазаться ← подмазать; набраться ← набрать; расстраиваться ← расстроиться; 2) приставочно-суффиксальный: вглядеться ← глядеть; засмотреться ← смотреть; срастись ← расти.
Возвратные глаголы приставочным способом образуются редко, в тех случаях, когда они не употребляются без возвратного суффикса (распетушиться ← петушиться; вскарабкаться ← карабкаться).
Ход урока
I. Лингвистическая разминка. Образуйте от данных глаголов две формы — 2-го л. ед. ч. и инфинитив. Проведите взаимопроверку.
Лягу, жгу, кладу, одеваю, пеку, выращиваю, берегу, гребу, припасу, забочусь, смеюсь, отвлеку, оберегаю.
— Какие явления наблюдаются в основах слов? Разделите глаголы по видам. Определите способ образования приставочных глаголов.
Выращивать ← вырастить; оберегать ← оберечь.
II. Проверка домашнего задания.
— Какая орфограмма, помимо гласных в окончаниях глаголов, присутствует в словах с пропусками букв в домашней работе? Восстановите в памяти все корни, в которых есть чередование е — и, приведите примеры к каждой паре, обратите внимание на вид глаголов в парах (отбираю (Н.В.) — отберу (С.В.)).
III. Работа по теме урока.
1. При формулировке задания к упр. 514 учитель делает важное дополнение: при переводе текста в прошедшее время необходимо использовать глаголы совершенного вида (т. е. видовые пары к имеющимся в тексте). В этом случае в корнях отразятся чередования.
— Можно ли как-то изменить инфинитивы? Почему?
2. Работа с материалами для наблюдения на с. 103: учащиеся запоминают правильное формообразование глаголов в рамках и отвечают на вопрос: почему в задании предложено запомнить правильное произношение? (Такие ошибки допускаются в разговорной речи.)
3. Упр. 521 сопровождается выразительным чтением стихотворения. Глаголы с не выписываются, графически обозначается орфограмма, сравниваются со словами в рамке. Глаголы из рамки выписываются в словарики, определяется их лексическое значение с помощью словарей.
— Можно ли считать данные слова исключениями из правила о правописании не с глаголами? Для ответа на вопрос используйте знакомые по материалам 6 класса орфограммы 32, 36 (см. последний форзац), скорректируйте формулировку орфограммы 21 (первый форзац).
4. Работа с текстом упр. 516: выразительное чтение по ролям, анализ пропущенных орфограмм (у доски работает группа учащихся, которая распределяет ответственность по видам морфем).
IV. Словообразовательный тренинг.
Работу над упр. 515, 518, 519 учитель организует с учётом тех рекомендаций, которые были даны в начале урока. Все трудные случаи учащиеся осмысливают под руководством учителя.
Особенное внимание надо уделить упр. 515, предупредив учащихся, что данные в скобках морфемы не обязательно одновременно участвуют в словообразовании того глагола, в состав которого они входят. Например, в 1-й части глагол запомниться образуется суффиксальным способом, а побелить — приставочным; во 2-й части только первый глагол образуется приставочно-суффиксальным способом, остальные — суффиксальным.
V. Подведение итогов урока. Сделайте по итогам урока вывод о том, от каких частей речи чаще всего образуются глаголы.
VI. Домашнее задание. Упр. 520. Записать в словари и запомнить глагол поскользнуться.