Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год
Разряды местоимений. Личные местоимения - МЕСТОИМЕНИЕ - Морфология. Орфография. Культура речи
Цели урока: познакомить с разрядами местоимений, с понятием личные местоимения, с особенностями склонения личных местоимений; развить умение писать местоимения с предлогами; научить правильно склонять личные местоимения, употреблять местоимения ты и вы в речи.
Личностные УУД. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Отбор и систематизация материалов. Преобразование информации из одной формы в другую. Коммуникативные УУД. Групповая работа.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка. Игра “Выбираем рекордсмена”. Побеждает тот из учащихся, кто придумает больше слов из элементов, содержащихся в разных столбцах.
мы |
он |
ты |
ход |
медаль |
она |
я |
сок |
бор |
чок |
вы |
беда |
Ответ: мысок, тычок, медальон, ябеда, борона, выход.
— Слова каких частей речи участвовали в игре?
— Запишите местоимения; используя материалы § 76, охарактеризуйте их.
— Как часто вы используете эти местоимения? В каких ситуациях вам не обойтись без них? Встретились ли такие местоимения в домашней работе? Если учащиеся не видят местоимений, употреблённых не в начальной форме (их / её, у него / у неё), учитель помогает найти эти местоимения и, исходя из этого, сформулировать цель урока.
II. Изучение нового материала.
1. Учитель сообщает о том, что данная группа местоимений — это личные местоимения (учащиеся выстраивают словообразовательную пару, выявляя значение термина: личный ← лицо). Эта группа местоимений особенная: если другие местоимения замещают имена, то данная группа называет лица, а с помощью других слов этого сделать нельзя.
Помимо данной группы, или разряда, выделяются ещё восемь. Для более наглядного представления учащиеся начинают составлять в тетрадях таблицу “Разряды местоимений”. Учитель выбирает вариант работы с ней — заполнить левую графу: 1) на данном уроке; 2) при изучении каждого разряда. Если выбирается первый вариант, к каждому уроку после изучения соответствующего разряда учащиеся будут готовить лексическую характеристику термина.
Название разряда |
Местоимения |
Грамматические особенности |
Примеры употребления |
2. Заполнение таблицы сведениями о личных местоимениях с опорой на материалы учебника на с. 66—67.
3. Разделившись на четыре группы, учащиеся склоняют местоимения 1-го и 2-го л., меняются местоимениями, чтобы каждая группа просклоняла все четыре слова. У доски представитель каждой группы письменно склоняет одно из слов, выпавших ему по жребию. Сопоставляя записи, учащиеся выявляют основные особенности, которые надо запомнить: 1) формы косвенных падежей личных местоимений; 2) наличие двух вариантов тв. п. местоимений ед. ч.: мной / мною; тобой / тобою; 3) особый вид предлога с местоимением 1-го л. ед. ч.: обо мне. Последнюю особенность учащиеся иллюстрируют, подобрав аналогичные примеры: ко мне, со мной, передо мной, надо мной, подо мной и др.
4. Выполнение упр. 439 заканчивается взаимопроверкой.
III. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.
1. Объяснительный диктант. 1) Встань передо мной, как лист перед травой! 2) Избушка, избушка! Повернись ко мне передом, а к лесу задом! 3) Пролетали надо мной торопливые голуби, хлопали крыльями. (Ф. Гладков) 4) Ты не любишь меня, милый голубь, не со мной ты воркуешь, с другою. (С. Есенин) 5) Поезжайте вслед за мной, вслед за мной и за сестрой... (А. Пушкин)
2. Самостоятельная работа с упр. 441. Работа заканчивается характеристикой особенностей интонации, использования вопросительных и восклицательных знаков, выразительным чтением предложений.
IV. Подведение итогов урока. В чём особенности употребления местоимений я, ты, вы?
V. Домашнее задание. Упр. 444, графическое выделение орфограмм.