Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год
Собирательные числительные (окончание) - ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи
Цели урока: познакомить с особенностями склонения числительного оба (обе); научить его склонять и употреблять; закрепить умения склонять и употреблять все группы собирательных числительных.
Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Извлечение и переработка информации из учебного пособия. Синтез знаний. Обобщение и систематизация. Коммуникативные УУД. Совершенствование устной речи. Умение работать в группе.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка. Актуализация темы урока.
Сравните пары предложений. 1) Вы выбрали прекрасные обои. Вы обои прекрасно поработали. 2) Мы с обоими рабочими договорились. Они оклеят стены новыми обоими. Найдите ошибки, исправьте их.
II. Проверка домашнего задания.
Мини-отчёт о сборе материала к сочинению.
III. Работа по теме урока с опорой на материалы учебника.
1. Чтение теоретического материала на с. 58, склонение числительного оба (обе) в составе словосочетаний с существительными, запись всех форм, выделение основ и окончаний, сопоставление их.
2. Выполнение упр. 424, 425. Работы проверяются в мини-группах.
IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.
1. Запишите словосочетания, раскрыв скобки. Числительные запишите словами. Образуйте все возможные варианты.
2 (старушка); 5 (поросёнок); 3 (мужчина); 5 (солдат); 3 (продавщица); 2 (сани); 3 (студентка); 6 (котёнок); 3 (сутки); 7 (ежонок); 4 (бусы).
2. Составьте словосочетания с существительными, используя слова два, пара, двое, запишите их в три столбика: чулок, гольф, валенок, ботинок, туфля, сапог, настенные часы, сутки, галчонок, апельсин.
— Все ли слова сочетаются друг с другом? Как вы думаете, слово пара исконное или заимствованное? (Заимствованное из немецкого, восходит к лат. равный.)
V. Подведение итогов урока. Сведения о собирательных числительных суммируются, формулируются рекомендации и предупреждения.
VI. Домашнее задание. Выполнение упр. 426.