Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год
Повторение и обобщение материала по теме Имя прилагательное - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи
Цели урока: обобщить и систематизировать изученный материал; совершенствовать орфографические навыки; развивать устную научную речь.
Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Целеполагание. Саморегуляция. Самооценка и коррекция. Познавательные УУД. Синтез знаний. Построение рассуждения на основе плана. Коммуникативные УУД. Групповая работа. Оценка деятельности товарищей.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка. От какого слова и каким способом образуется прилагательное иллюзорный? (Иллюзорный ← иллюзия.) Этот суффикс больше не встречается ни в одном слове. Вспомните, как называются такие словообразовательные элементы. Поможет в этом орфографическая задача “Спрятанное слово”: расч_десный; серебря_ый; расст_лать; ше_ствовать; бл_стательный; во_зал; пье_а. (Складываем слово из вставляемых букв.)
Ответ: унификс.
II. Повторение и обобщение материала.
1. Подготовка ответов на контрольные вопросы учебника (с. 39). Связный рассказ на темы (по вариантам): “Морфологические особенности имени прилагательного” (вопросы 1—4; материалы домашнего задания); “Правописание имён прилагательных” (вопросы 5—9; таблица из упр. 389).
2. Составление таблицы по заданию упр. 387 учитель сопроводит заданием найти ошибку в примерах (досрочный образуется приставочно-суффиксальным способом) и дополнить способы образования (сложение + суффиксация).
В сильном классе учитель может предложить вспомнить, образуются ли прилагательные бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса), и вспомнить примеры (золотой ← золото; хворый ← хворать). Кроме того, если учащиеся хорошо воспринимают понятие “нулевой суффикс”, можно предложить такое задание: найдите нулевой суффикс в прилагательных безухий и длинноухий (первое образовано при помощи приставки и нулевого суффикса, т. е. приставочно-суффиксальным способом; второе — сложением и суффиксацией, суффикс нулевой). Ряд таких слов учащиеся могут без труда продолжить: безголосый, безусый...; белозубый, синеглазый... .
Стоит обратить внимание на то, что невозможно определить способ образования слова безухий как приставочный, поскольку нет прилагательного ухий, следовательно, остаётся только вариант приставочно-суффиксальный с нулевой суффиксацией.
3. Работа с упр. 390. Учителю следует предупредить возможное смешение сравнительной степени прилагательного и наречия (на восток смотреть веселее), а также присутствие в тексте причастий: растущих, цветущих, рассеянной. С последним из них предлагается работа.
— Сопоставьте два выражения: “Жил человек рассеянный на улице Бассейной...” (С. Маршак) и “Последняя туча рассеянной бури.” (А. Пушкин). Какое из повторяющихся слов является прилагательным, а какое пока неизвестной частью речи — причастием? Подберите к прилагательному синонимы, укажите его разряд. Докажите, что в этом слове нет известного вам суффикса -ян-, поэтому на него не распространяется правило, регулирующее написание данной морфемы. Образуйте краткие формы прилагательного.
(Рассеянный — невнимательный. Рассеян, рассеянна, рассеянны. Ученики были очень рассеянны, поэтому сделали много ошибок.)
4. Комплексная работа с текстом упр. 388. Взаимопроверка выполненной работы.
5*. Задание по словообразованию.
— Вы знаете, что большое число прилагательных образуется от существительных. Теперь попробуйте от этих производных прилагательных образовать существительные. Выявите способы словообразования. Примеры: стол → столовый → столовая (сущ.); торжество → торжественный → торжественность; ветер → ветряной → ветрянка.
III. Подведение итогов урока. Самоанализ усвоения темы.
IV. Домашнее задание. Упр. 391, выполнить указанные задания и подготовить пересказ текста.