Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год
Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск- - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи
Цели урока: познакомить с условиями различения на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск- (орфограмма 39); научить правильно образовывать прилагательные с данными суффиксами от существительных, графически обозначать условия выбора на письме суффиксов -к- и -ск-.
Личностные УУД. Мотивационная основа учебной деятельности. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Извлечение информации из учебного текста и её переработка. Поиск информации в словарях. Коммуникативные УУД. Совместная деятельность. Умение работать в паре.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка. Даны слова: перочинный, монотонный, диковинный, подлинный, недюжинный. Используя словообразовательный анализ слов, объясните написание двух букв н. В правописании какого слова словообразовательный анализ помочь не может?
Ответ: перочинный ← перо + чинить + -н-; монотонный ← моно + тон + -н-; диковинный ← диковина; подлинный — непроизводное; недюжинный ← дюжинный ← дюжина.
Этимологическая справка (готовит ученик). Подлинный. Искон. Считают, что значение “настоящий, действительный” появилось потому, что при допросе, добиваясь истины, били длинными палками — подлинниками. Дюжина. Заимствовано в 1-й половине XVII в. из французского языка, в который вошло из латинского, где duodecim (двенадцать) — сращение: duo — два и decim — десять.
— Помогает ли словообразовательный и этимологический анализ понять значение слов? Выдвиньте предположение, от какого слова исторически происходит слово диковина (от слова дикий). Объясните свою версию.
II. Проверка домашнего задания. У доски 2 ученика (по очереди) демонстрируют игрушки и загадывают прилагательные, подготовленные дома (формулируют их лексическое значение, или морфологические признаки, или особенности написания). Отгадки записываются.
III. Изучение нового материала.
1. Знакомство с новым правилом начинается с наблюдения над словами дерзкий, кавказский, гигантский, братский, рыбацкий. Учащиеся произносят написанные на доске слова и делают фонетические записи об особенностях произношения на стыке корня и суффикса: слышим [с] или [ц], а пишем разные буквосочетания: зк, зск, тск, цк.
2. Чтение и анализ условий выбора суффикса проходят под руководством учителя и оформляется в виде небольшой схемы.
Учителю следует прокомментировать правило в учебнике — выделение суффикса -к- в слове резкий: в современном языке его основа состоит из корня резк-. В учебнике выделен исторический суффикс (это не мешает осуществлять проверку написания по краткой форме). Примером качественных прилагательных с суффиксом -к- могут быть слова низкий, узкий и др.
3. Выполнение упр. 376 сопровождается выделением слов, у которых на стыке корня и суффикса пишутся две буквы с, а также имеются орфограммы 3 и 4.
IV. Закрепление изученного.
1. Распределительный диктант (продолжение таблицы): рыбацкий, братский, дерзкий, бедняцкий, скользкий, близкий, кузнецкий, ткацкий, узбекский, плотницкий, городской, шведский, альпинистский, броский, болгарский, кулацкий, агентский, университетский, азиатский, мерзкий, фашистский, дурацкий, флотский, пражский, солдатский, волжский, юннатский, датский, ветеранский, норвежский, склизкий, мужицкий, танкистский, грецкий.
2. Работа с упр. 377: наблюдение над “сотрудничеством” орфограмм 39 и 9 и правильным произношением слов. Каждая из трёх групп дополняется собственными примерами.
V. Подведение итогов урока. Почему нож называется перочинным? Почему в слове декабрьский есть мягкий знак, а в слове январский нет? Какой из суффиксов более продуктивен — -к- или -ск-?
VI. Домашнее задание. Подготовка к словарному диктанту по упр. 378.