Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год
Сочинение-описание картины - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи
Цели урока: повторить композиционные особенности текста — описания природы; развить умение создавать сочинение — описание картины; подготовить к устному описанию картины.
Личностные УУД. Развитие аналитических способностей и эстетического вкуса. Регулятивные УУД. Планирование действий в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД. Преобразование визуальной информации в текст. Систематизация наблюдений. Коммуникативные УУД. Выступление перед аудиторией сверстников.
Учащиеся имеют опыт создания сочинений — описаний картины и описаний природы по личным впечатлениям. Теперь им предстоит соединить эти два опыта и подготовить устное сочинение — описание пейзажного полотна, отразив в своей работе авторский замысел, а также то впечатление, которое произвела картина.
Урок может быть организован в форме импровизированной экскурсии по пейзажной галерее, поэтому и предлагается не ограничиваться заданием упр. 364 (описать картину Н. Крымова “Зимний вечер”), а подготовиться к представлению нескольких выбранных учащимися пейзажей. Могут быть предложены и другие установки: выступление на семинаре экскурсоводов, которые отбирают полотна для передвижной художественной выставки; конкурс на лучшего по профессии среди экскурсоводов; подготовка каталога; мастер-класс для начинающих экскурсоводов и пр. Учитель предлагает учащимся объединиться в группы, где каждый имеет репродукцию одной и той же картины.
Учащиеся составляют план своего экскурсионного выступления, воспользовавшись подготовленными дома материалами, отбирают материалы, обратив внимание на использование прилагательных для описания как изображённого на картине, так и собственного впечатления.
Учитель помогает учащимся вспомнить, что выступление перед слушателями предполагает необходимость заинтересовать их своим рассказом, а также продумать обращения для привлечения внимания слушающих.