Русский язык 6 класс - поурочные разработки - 2015 год
Русский язык — государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения - ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛА КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ
Цель: осознание роли русского языка в жизни общества и государства; систематизация материала о функциях русского языка.
Ход урока:
I. Организационный момент. Постановка учебной задачи.
Приём «Радуга слов». Учитель заранее раздаёт учащимся разноцветные листочки (стикеры) и предлагает написать на каждом то слово, которым хочется поделиться с другими ребятами. Какими будут эти слова? Добрыми, светлыми, ироничными, весёлыми — теми, которые отражают ваше состояние сейчас. Учитель тоже может написать своё слово и первым поместить его на доске. Появляется разноцветная радуга слов, среди которых будут и повторяющиеся (можно попросить найти группы слов, объединённые темами: «Школа, семья, осень» и т. д.). Что объединяет все эти слова, такие разные? Эти слова — слова русского языка.
Интересный материал для обсуждения
С 2007 г. в России, как и в других странах, проводится конкурс на самое заметное слово, вошедшее в язык. Словом 2007 г. стал «гламур», словом 2008 г. — «кризис», словом 2009 г. оказалось слово «перезагрузка». Слово, первоначально связанное с компьютерными технологиями, обнаружило способность проникать в самые разные области. Какими будут слова года в последующем, зависит от каждого говорящего на языке. Что же такое язык? Какова роль языка в жизни отдельного человека и государства?
II. Совершенствование умений работать с информацией, представленной в разных видах.
Предлагаем использовать приём «Инвентаризация знаний».
Заполняем первую колонку таблицы: систематизируем те знания о языке, которыми мы уже владеем. При заполнении второй колонки таблицы планируем свои действия на уроке. Чтобы ответить на поставленные вопросы, необходимо обратиться к материалам учебника (упражнения 1 — 5). Заполнение третьей колонки таблицы — подведение итогов работы, которую ведём на доске и в тетрадях.
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
1. Язык — орган в полости рта. 2. Язык — система знаков, с помощью которых мы передаём информацию. 3. У каждого народа свой язык |
1. Какие функции выполняет русский язык в Российской Федерации? 2. В каких сферах используется русский язык? 3. Почему русский язык считается языком межнационального общения? |
1. Русский язык выполняет три основные функции: ... ... ... . 2. Сферы использования языка: ... ... . 3. С помощью русского языка преодолевается языковой барьер между представителями разных народов внутри одного многонационального государства — Российской Федерации |
Подведение итогов работы, упражнение 4.
Запись высказывания К. Чуковского о языке (2-е предложение).
Домашнее задание: упражнение 6 (подготовить сообщение с опорой на материал изучаемого параграфа и таблицы).
Дополнительный материал
ЯЗЫК И ВЛАСТЬ
Январь 2000 г. — правительство воссоздаёт Совет по русскому языку — «в целях содействия развитию и сохранению чистоты русского языка».
Сентябрь 2002 г. — филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета издаёт словарь ударений для депутатов и членов правительства.
Май 2007 г. — Министерство образования разъясняет: отказ от употребления буквы «ё» — это нарушение требований закона «О государственном языке Российской Федерации».
Сентябрь 2009 г. — Министерство образования и науки утверждает список грамматик, словарей и справочников. В русский язык, в частности, вводится слово «файв-о-клок», а «Интернет» полагается писать с большой буквы.