Русский язык 6 класс - поурочные разработки - 2015 год
Развитие навыков письма. Сочинения разных жанров - ОБ ОСОБЕННОСТЯХ КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ
Изучение стилистически нейтральной и книжной лексики даёт простор для создания творческих работ: написание сочинения по пословице; дописывание вступления или завершения к предложенному тексту; создание текста-пародии в определённом стиле речи.
Прогнозирование содержания текста (его начала и окончания, центральной части) позволяет развивать умение осознавать целостность текста, единство на языковом и содержательном уровнях.
Материал для работы — упражнение 605 (фрагмент сказки Е. Пермяка «Берёзовая Роща»).
Можно поработать с названием: то, что нам предстоит читать сказку, понятно уже по названию — не роща, а Роща, использован приём олицетворения.
Прогнозируем не только содержание центральной части, обращаясь к первому предложению после пропуска Их устрашали, а они росли, но и тип текста — повествование, рассказ о том, как подрастали молодые деревца.
Упражнение 7 (§ 89) — фрагмент сказки Л. Петрушевской о самоваре. Важным является работа с первым предложением фрагмента: Вот такой был самовар, и внезапно его бросили и забыли. Обращаем внимание на две сюжетные линии: вот такой был самовар — так может закончиться описание самовара, и детали этого описания можно почерпнуть в тексте: уронили крышечку, стоял без своей шапки, краник. Вторая линия — повествование о том, что делал самовар для тех, кто жил на даче, до тех пор пока его не покинули так жестоко, внезапно бросили и забыли.
Написание сочинения по пословице
Это очень интересный вид работы, так как пословицы — сокровищница народной мудрости, это образцы остроумия, этнографических наблюдений. Они содержат, по определению А. Потебни, «мысли, извлечённые из опытности», выводы. Поэтому работа с пословицами обогащает речь, обучает логическим операциям — утверждению, сравнению, отрицанию.
В сочинении по пословице могут быть следующие содержательные элементы:
1) объяснение значения пословицы;
2) описание ситуации её возможного применения;
3) предположение причин и источников возникновения образов пословицы;
4) описание примеров из личного опыта, опыта других, опыта иных народов;
5) выводы об «уроках» пословицы.
Коллективное сочинение. Профессии
Каждый из играющих выбирает специальность: шофёр, учитель, швея, художник, врач, режиссёр и т. д. — и объявляет её. Ведущий рассказывает какую-либо историю, попеременно обращаясь то к одному, то к другому «профессионалу».
Так, например, при изучении темы «Профессионализмы» можно предложить порассуждать: что надо сделать, чтобы люди жили до 100 лет? Каждый представитель профессии должен внести предложения, связанные со своей сферой деятельности.
При изучении темы «Имя числительное» можно использовать для работы текст об особенностях строения лимерика (с заданием подчеркнуть все числительные в тексте). Затем дать задание сделать перевод лимерика или сочинить лимерик в соответствии с правилами.
Лимерик — это особая форма стиха, названная в честь одноимённого города в Ирландии. Первая в истории книга лимериков вышла в Англии в 1821 году. В лимерике пять строчек, причём первая рифмуется со второй и с пятой, а третья — с четвёртой. Сюжетно лимерик выстроен так: первая строчка рассказывает о том, кто и откуда, вторая — что сделал или что с ним произошло, и далее — чем всё закончилось. В каноническом лимерике конец последней строчки повторяет конец первой.
ТЕКСТ (для иллюстрации особенностей лимерика как жанра)
There was an Old Lady of Chertsey,
Who made a remarkable curtsey;
She twirled round and round,
Till she sunk underground,
Which distressed all the people of Chertsey.
ВАРИАНТЫ ПЕРЕВОДА ТЕКСТА
Экспансивная леди из Ланса
Не сумела прервать реверанса
И, как штопор, крутилась,
Пока в пол не ввинтилась,
Опечалив всех жителей Ланса.
Балерина одна из Большого
Фуэте закрутила толково.
Так упорно крутилась,
Что сквозь пол провалилась.
Вы не верите? Честное слово!
Важным направлением работы является обучение написанию сочинения на лингвистическую тему. Так, упражнение 417 предлагает задание завершить текст на лингвистическую тему (об употреблении в речи собирательных числительных).
Петя читает вслух какой-то рассказ. В комнату входит старший брат Пети, студент, будущий учитель русского языка. Он слышит только последнюю фразу, которую прочитал Петя: «Двое заколачивали щели новыми досками, шестеро удерживали их верёвками».
— Уверен, что среди восьмерых работавших не было ни одной женщины, — сказал брат.
Петя удивлённо посмотрел на него:
— Точно! Но как ты догадался? Ведь ты не читал рассказ?
— Нет, не читал. А секрет тут простой: в этой фразе упоминаются необычные числительные, которые имеют одну особенность...
Предлагается ответить на вопросы: о каких числительных идёт речь в тексте? Какую особенность имеют эти числительные? Даётся задание: пересказать текст письменно, продолжив ответ старшего брата Пети.
Поиск ответа на сформулированные после текста вопросы является определённым сбором материала для выполнения задания. В предложении используются собирательные числительные. Их особенность заключается в том, что они не сочетаются с существительными, называющими лиц женского пола. Если учащиеся испытывают затруднения, целесообразно будет вновь обратиться к материалу на странице (рубрика «Советы помощника»).
Определённую сложность вызывает задание пересказать текст, содержащий диалог. Учащиеся должны уметь сокращать содержание, передавая часть информации в виде косвенной речи.
Вариант ответа может быть таким:
Петя читал вслух рассказ, в котором была такая фраза: «Двое заколачивали щели новыми досками, шестеро удерживали их верёвками». Старший брат Пети, будущий учитель русского языка, услышал это и сказал: «Уверен, что среди восьмерых работавших не было ни одной женщины». Петя удивился и попросил брата объяснить, как он догадался об этом. Старший брат ответил, что секрет очень прост, ведь в этом предложении упоминаются собирательные числительные.
Продолжение ответа должно строиться по модели сочинения-рассуждения.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему представляет собой рассуждение, включающее следующие смысловые части: тезис, аргументы, вывод. Тезис — ответ на вопрос, сформулированный в исходном тексте или в задании; аргументы — определение нужного грамматического понятия, примеры из текста; вывод (может и отсутствовать).
Текст, предъявляемый учащимся в задании, является неким стимулом для обсуждения проблемы и содержит необходимый фактический и языковой материал для создания собственного речевого высказывания.
Тезис: «Особенность собирательных числительных в том, что они не сочетаются с существительными женского рода».
Аргументы: «Собирательные числительные обозначают количество предметов как целое и сочетаются, например, с существительными — названиями детёнышей животных, с существительными мужского и общего рода, которые называют лиц мужского пола. Например, можно сказать „семеро зайчат“, „трое мужчин“. Когда брат Пети говорит о „восьмерых работавших'', нам тоже понятно, что это лица мужского пола».
Использование на уроках подобных видов заданий позволит подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему на экзамене в 9 классе.
Рассмотрим возможности формирования умений в различных видах речевой деятельности с помощью использования метода «проектор» и приёмов игровой технологии.
В методической литературе часто можно встретить такое определение: «Проект — это „пять П“:
1) проблема — необходимо наличие значимой задачи (проблемы): исследовательской, информационной, практической;
2) проектирование (планирование) действий по разрешению проблемы;
3) поиск информации;
4) продукт;
5) презентация.
Напомним, что работа над учебным проектом, как правило, проводится в течение всего учебного года и включает в себя несколько этапов: предварительный выбор темы, составление плана, изучение литературы по теме и сбор материала, создание собственного текста, содержащего анализ литературы и собственные выводы по теме, защита, предполагающая устное выступление с краткой характеристикой работы.
В некоторой степени это сближает учебный проект с уже традиционной формой — рефератом. Однако всё более общепринятой становится точка зрения, что учебный проект — самостоятельная исследовательская деятельность, которая имеет не только учебную, но и научно-практическую ценность и прекрасно осознаётся как инициаторами создания проекта, так и его создателями.
Помимо того, что работа над проектом позволяет взглянуть на привычные школьные предметы по-новому, она помогает развить интеллектуальные умения:
1) аналитическое мышление (в процессе анализа информации, отбора необходимых фактов, сопоставления фактов и явлений);
2) ассоциативное мышление (установление ассоциативных связей с ранее изученными и новыми свойствами предмета);
3) логическое мышление (выстраивание логики доказательств, внутренней логики решаемой проблемы).
Для успешного выполнения проекта учащиеся должны чётко представлять себе, какую работу они должны выполнить, какие исследования провести, каких результатов добиться. Для этого можно предложить им заполнить лист планирования (см. с. 34), в котором записываются сформулированные гипотеза и цель исследования. Так происходит своеобразная ревизия тех знаний, которые уже имеются, планируется результат, определяются источники информации, с которыми предстоит работать: происходит осознание противоречия между потребностью в знании и теми данными, которыми учащиеся располагают.
Темы исследования могут быть выбраны с учётом необходимости формирования как языковой и лингвистической, так и культуроведческой компетенции.