Русский язык 6 класс - поурочные разработки - 2015 год
Особенности строения текста-описания - Грамматика. Морфология, орфография. Культура речи - ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛА КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ
Цель: углубление знаний об особенностях текста-описания; развитие умений создавать собственные тексты-описания.
Материал урока: упражнения 286—287.
Жанр портрета сложен. Всё дело в том, что в портрете художник, а значит, и зритель остаётся как бы один на один с изображённым человеком. Мы часто не знаем, кто этот человек. Но так ли важно для нас сходство с оригиналом? Художник не просто повторяет, копирует внешний облик человека. Вглядываясь в его черты, художник размышляет о нём, стремится постичь его внутренний мир, выразить своё понимание человека, собственное отношение к нему.
И при создании сочинения-описания внешности человека мы должны не просто описать увиденное, а постараться за внешними чертами увидеть состояние человека, выразить личное отношение к нему.
Для построения плана описания можно придерживаться примерной схемы:
1. Кто изображён: наш современник или человек, живший в прошлые века.
2. Тип портрета: парадный, бытовой, в полный рост, поясной и т. д.
3. Внешний облик: лицо (что в нём особенного, привлекательного); одежда, фигура, поза.
4. Внутреннее состояние, его взаимосвязь с внешностью (гармония, противоречие).
5. Ваше восприятие этого портрета.
Задание: Продолжите ряд определений.
Лицо: красивое, доброе, симпатичное, круглое, милое, добродушное, непримечательное, необыкновенное, простое, живое...
Выражение лица: заинтересованное, загадочное, лукавое, простодушное...
Глаза: светлые, тёмные, жгучие, голубые, янтарные, широко открытые, круглые...
Брови: вразлёт, домиком, пушистые, дугой, ниточкой...
Нос: пуговкой, ровный, прямой, картошкой, греческий, правильный, курносый, вздёрнутый...
Губы: алые, сжатые, полуоткрытые, яркие, толстые, тонкие...
Волосы: пышные, редкие, кудрявые, русые, тёмные, каштановые, пшеничные, заплетённые, убранные...
Домашнее задание: слова орфографического тренинга § 39.