Русский язык 6 класс - поурочные разработки - 2015 год
Развитие навыков говорения. Составление устного рассказа - ОБ ОСОБЕННОСТЯХ КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ
Устный рассказ (сообщение) — это не просто некая информация, которая должна быть усвоена слушателями. Выступающий должен определить и объём информации, и характер задачи, которую он должен решить, и особенности аудитории.
Когда мы предлагаем такое задание, необходимо определить, что мы хотим получить от учащегося: развёрнутый устный ответ, не требующий сбора материала (пересказ материала параграфа, объяснения учителя, языковой разбор), или ответ, требующий собирания материала. Последний вид работы предполагает предварительную подготовку: определение источника (источников), на основе которых будет представлен ответ; вида этих источников (текст параграфа, упражнения, материал таблицы или схемы).
По характеру систематизации (тех мыслительных операций, которые необходимо осуществить) развёрнутые устные ответы тоже могут быть разными: описательная характеристика объекта, предмета (синтез материала); классификационная характеристика (группировка материала по определённым критериям); обобщающее правило, определение (обобщение материала); сравнительная характеристика объектов, предметов (сравнение).
При обучении устному ответу можно использовать задания, формирующие умения:
— отбирать информацию;
— располагать отобранный материал;
— делать переходы от одной части к другой;
— делать вступление и заключение.
Упражнение 3 (§ 12): Подготовьте устное сообщение, подтверждая своими примерами справедливость главной мысли приведённого текста. (Превосходство русского языка — в неисчислимости комбинаций при создании слов с помощью приставок и суффиксов.)
Так могут быть организованы этапы работы при выполнении дополнительного задания к упражнению 314: Назовите известные вам художественные промыслы. Расскажите о каком-либо художественном промысле вашего края.
В упражнении дан рассказ о дымковской игрушке. Однако речь не идёт о пересказе данного текста. Учащийся должен представить описательную характеристику промысла на основе предварительного сбора материала. Каким может быть план характеристики-описания? Обобщённый план описательной характеристики включает следующие пункты: 1. Общее представление о предмете. 2. Отдельные признаки предмета. 3. Авторская оценка, вывод.
Как это может выглядеть в нашем случае?
1. (Название) — известный народный промысел (кратко — история возникновения).
2. Особенности промысла (как отражает историю, вид используемого материала, особенности цветовой гаммы, секреты мастерства, технологии).
3. Свои впечатления (можно ли сделать самому что-то подобное, чем привлекает к себе).
Подбор иллюстраций, создание презентации могут стать хорошим дополнением устного рассказа.
Упражнение 101 предлагает задание: Опираясь на таблицу, расскажите о двух типах метафор. Выполнение задания — подготовленный ответ, предполагающий сравнительную характеристику объектов. Интересная форма подачи материала — таблица, где определяются свойства общеязыковых и индивидуально-авторских метафор. Однако данного материала недостаточно для ответа, учащийся должен обратиться к материалу толкового словаря, к текстам художественных произведений. Как вариант — обращение за иллюстративным материалом из упражнений 101 —104.
Для работы над устным ответом можно предложить задание, формирующее умение располагать отобранный материал и делать переходы от одной части к другой.
Задание: соотнесите пункты предложенного плана и начала предложений (примеры), которые могут быть использованы при раскрытии этих пунктов.
План устного ответа может быть таким:
1. Метафора (определение).
2. Виды метафор: общеязыковая и индивидуально-авторская:
а) общеязыковая метафора (определение, особенности, примеры);
б) индивидуально-авторская метафора (определение, особенности, примеры).
3. Общие признаки, признаки отличия.
1. Метафора — это одно из средств художественной выразительности.
2. Зачем нужны метафоры?
3. В языке различают метафоры общеязыковые и индивидуально-авторские.
4. Различий между этими видами метафор немного, но они есть.
5. Во-первых, ... .
6. Во-вторых, ... .
7. Значит, ... .
8. Приведём примеры из произведений И. Тургенева: кроткий румянец; вздымался угрюмый мрак, звёздочки замелькали, зашевелились в нём; всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы; тонкий язык света лизнёт голые сучья лозняка.
Выполнение задания к упражнению 203 предполагает развитие умений сравнительной характеристики объектов, предметов: рассказ об отличии фразеологических оборотов от свободных сочетаний слов.
Разновидностью устного рассказа является построение доказательства, по характеру систематизации материала — классификационная характеристика (группировка материала по определённым критериям).
Это умение — доказывать, рассуждать — потребуется и при выполнении задания многих упражнений. В упражнении 232 предлагается определить часть речи по признаку: наличие окончания -ая в именительном падеже. Можно предложить для наблюдения ряд слов: другая, большая, первое мая, думая, девочка Рая — и обосновать их разную часторечную принадлежность.
Упражнение 607 предлагает задание — доказать, что слова белый, белить и белизна принадлежат к разным частям речи. Предварительно нужно составить план рассуждения-доказательства и записать его. Задание даётся в ходе изучения темы «Рассуждение»; учащимся напоминают о трёх частях рассуждения: тезис, доказательство, вывод. По-видимому, часть «доказательство» должна содержать аргументы — материал о прилагательном, глаголе и существительном как частях речи. Так как к этому времени учащиеся уже знают о роли вводных слов в организации текста, их возможности выступать в качестве средства связи между предложениями текста и частями речи, разумно представить модель текста-рассуждения.
1. Докажем, что ... (введение тезиса).
2. Несмотря на то что эти слова являются однокоренными, у них есть различные морфологические признаки. Например, слово ... — прилагательное, следовательно, .... Слово ... — глагол. Во-первых, .... Во-вторых, .... Слово ... — существительное, потому что ....
Развитие навыков говорения происходит и при выполнении заданий по организации диалога. Задание упражнения 475 — расспросить друг друга о каждом из тех, кто запечатлён на фотографиях. Лексической опорой для данных вопросов могут стать местоимения на полях учебника.