Все уроки русского языка 6 класс
Понятие о фразеологии. фразеологизмы, фразеологический словарь - ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ
Цели: повторить ранее полученные сведения о фразеологии; развивать навыки работы с фразеологическим словарем; расширять словарный запас учащихся; познакомить с требованиями к выполнению проекта; воспитывать эрудированного собеседника, умеющего применить свои знания в жизни.
Оборудование: книга Н. Ходза. Новые проделки Хитрюшкина (Ленинград: Детская литература, 1968); словарь фразеологизмов; «Критерии оценивания проекта» (РМ).
ХОД УРОКА
I. Опрос по домашнему заданию: ситуация общения
II. Постановка целей и задач урока
III. Объяснение нового материала
1. Интрига
Инсценировка заранее подготовленным учащимся монолога главного героя рассказа «Хитрюшкин вышел из себя» с иллюстрациями. Возможно использование материала книги Н. Ходза «Новые проделки Хитрюшкина» (Ленинград: Детская литература, 1968).
2. Слово учителя
— Какие моменты монолога изображены на рисунках?
— Скажите, ребята, почему мы улыбались при рассматривании рисунков? (Иллюстрации к фразеологизмам в их прямом значении)
— Как вы думаете можно назвать раздел науки о языке, изучающий устойчивые фразы, которые часто имеют переносное значение? (Фразеология)
3. Запись определения из учебника или со слов учителя
Фразеология — это...
4. Сообщение учащегося по теме «Фразеология»
5. Лабораторная работа
Задание
Запишите выражения из монолога Хитрюшкина, которые мы с вами услышали. В них замените часть слов синонимами и понаблюдайте, изменится ли смысл. Расскажите о своих впечатлениях.
• Лопнул от досады — разорвался от досады;
• взял себя в руки — забрал себя в руки;
• подпрыгнул до потолка — подпрыгнул до люстры;
• вышел из себя — выбежал из себя.
6. Сообщение результатов наблюдений
Вывод
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов, единое целое, поэтому разрушать его нельзя, он будет являться одним членом предложения.
IV. Закрепление материала
1. Игра «Назовите фразеологизм»
«Змейка». Кто не смог назвать — выбывает из игры. Параллельно необходимо выборочно записать фразеологизмы в тетради с расшифровкой значения (при ответах можно пользоваться учебником).
2. Слово учителя
— Угадайте, о чем идет речь.
Его задирают, зазнаваясь; им клюют, засыпая; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело; его воротят, если что-то не нравится; под него суют, если вы чего-то не замечаете. (Нос)
— Как вы думаете, откуда появились фразеологизмы остаться с носом и зарубить на носу?
А вот как толкуются фразеологизмы со словом нос в книге В. А. Ивановой, Г. А. Панова, З. А. Потихи «Тайны родного языка». Эти фразеологизмы не только различного происхождения, но и не имеют никакого отношения к слову нос в современном понимании.
3. Задание
Напишите изложение-миниатюру по тексту.
Мы часто говорим: остаться с носом, т. е. потерпеть неудачу, обмануться в своих расчетах, оказаться одураченным (или, соответственно, оставить с носом — одурачить кого-то). Однако не все знают, что нос в этом выражении не имеет ничего общего с частью лица. По древнему обычаю жених приносил родителям невесты нос, т. е. приношение, подарок, выкуп (на Востоке — «калым»). Сравните — на вынос, носить. Если жениху отказывали, он оставался с носом. Позже это слово было связано со словом нос в современном понимании и появились выражения: показать нос, натянуть нос, водить за нос.
Иного происхождения фразеологизм зарубить на носу (хорошенько запомнить). Носом в старину называли памятную дощечку, бирку, которую носили с собой неграмотные люди, делая на ней разные заметки, зарубки.
4. «Давайте познакомимся»
Учитель демонстрирует словарь фразеологизмов. Приводит примеры фразеологизмов с толкованием.
• Держаться в тени — быть незаметным;
• за обе щеки — с аппетитом;
• намылить голову (шею) — обругать;
• много воды утекло — прошло много времени.
V. Домашнее задание
Теория по учебнику.
Высокий уровень
Работа с проектом. Создание собственного словаря фразеологизмов (срок — 7 дней).
Инструкция к созданию индивидуального кратковременного проекта
1. Подобрать не менее 10 фразеологизмов.
2. Дать их толкование, опираясь на «Словарь фразеологизмов».
3. Оформить книжку с иллюстрациями.
Критерии оценивания (выдаются желающим работать с проектом)
Обложка |
2 балла |
Вступление от автора (теория) |
2 балла |
Иллюстрации |
2 балла |
Объем |
2 балла |
Страница — содержание книги |
2 балла |
Эстетика (аккуратность) исполнения |
2 балла |
Достаточный уровень, средний уровень
Подготовиться к выставке: сделать рисунки к фразеологизмам, имея в виду прямое значение (как у Хитрюшкина), объяснить значение фразеологизмов.
ВНИМАНИЕ! Подготовка учителя к следующему уроку Распечатка этимологии наиболее распространенных имен (Л. Успенский «Слово о словах», с. 604—629).
1 группа
• Александр (греч.) — защитник людей. Сравните со словами «скафандр» (лодка-человек) и «алексин» (защитное вещество в крови животных).
• Алексей (греч.) — защитник. Сравните с Александром. Торжественно-книжная форма — Алексий.
• Анатолий (греч.) — восточный.
• Андрей (греч.) — мужественный, храбрец.
• Анна (евр.) — благодать.
2 группа
• Валерий, Валерия — (рим.) — от римского «валерэ» — быть здоровым.
• Виктор, Виктория (рим.) — победитель, победа. «Аве, Виктор!» («Здравствуй, победитель!») — возглас, которым римляне встречали полководцев в дни триумфов.
• Галина (греч.) — тишина, кротость, в частности штиль на море, тихая погода.
• Геннадий (греч.) — родовитый. Сравните «генеалогия» (родословная).
• Дмитрий (Димитрий) (греч.) — принадлежащий Деметре, богине земли.
• Евгений, Евгения (греч.) — благородный.
• Елена (догреч.) — толкования неточны: избранная, светлая, пламенник.
3 группа
• Зоя (греч.) — жизнь. Сравните со словами «зоо-логия» (наука о живых существах), «палео-зой» (эпоха древнейшей жизни в геологии).
• Игорь (сканд.) — от «вар» — воинство, сила. Первоначально — одно из имен-эпитетов бога-громовержца.
• Ирина (греч.) — мир.
• Михаил (евр.) — богоподобный, божественный.
• Николай (греч.) — победитель народов.
• Татьяна (греч.) — устроительница, учредительница.
• Юрий (от Георгий, слав. от греч.) — земледелец.