Все уроки русского языка 6 класс
Междометие. Знаки препинания при междометиях - СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
Цели: познакомить учащихся с особенностями междометия и звукоподражательных слов, учить их различать; разъяснить цели употребления междометий в речи; продемонстрировать языковые возможности особой части речи: создание художественных текстов на основе междометий и звукоподражательных слов; развивать творческие способности учащихся; прививать интерес к русской культуре и языку.
Оборудование: стихотворение «Как ловкий бегемот» на каждую парту (РМ).
ХОД УРОКА
I. Опрос по домашнему заданию
Сбор карточек (используются на последующих уроках). Заслушивание информационных заметок.
II. Актуализация опорных знаний
— В какую группу частей речи входит междометие? (Особую)
III. Постановка целей и задач урока
IV. Объяснение нового материала
1. Анализ примеров, записанных на доске
Задание
Записать в тетрадь, подчеркнуть междометия.
Ах, какой прекрасный город! Ура! Мы ломим, гнутся шведы. Э, да ты мастак!
2. Работа с теоретическим материалом по учебнику
3. Выборочный диктант
Задание
Послушайте отрывок из стихотворения «Птичья школа» Б. Заходера и найдите звукоподражательные слова.
Воробушки и галочки
Сидят выводят палочки.
Второй урок — родной язык.
Запомним: пишется чирик,
А произносится чивик
Или чилик, кто как привык!
— Для чего они помещены в стихотворении?
4. Пунктуация при междометиях
— На что похоже оформление междометий в тексте знаками? (Обращения)
Эх, хороша же была ушица! К сожалению, ее было немного.
V. Закрепление материала
1. Предупредительная диктовка
«Ох, ни за что нам не выбраться из этого леса», — подумал я. Мы пошли вперед. «Кра-кра-кра», — сначала слышалось со всех сторон. Потом все смолкло. Вдруг слабо донесся собачий лай. «Ура! Мы спасены, рядом люди!» — закричал обрадованно Миша.
2. Творческая работа
Задание 1
Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы:
— Из каких слов состоит стихотворение? (Междометий и звукоподражательных слов)
НЕМНОЖКО НЕОБЫЧНОЕ НЕСТИХОТВОРЕНИЕ
Ж ЖЖЖЖЖЖ
ЖЖЖ ТОП.
ЖЖЖЖЖЖЖЖ ЖЖЖЖ
ЖЖЖЖЖ ТОП-ТОП
ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ ЖЖЖЖЖЖЖЖ
БАЦ! ТОП-ТОП-ТОП.
Ж... Ж... ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ.
ЖЖЖЖ ШЛЕП!!!
ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ
БАЦ! БАЦ! ШМЯК.
ЖЖЖЖЖЖ И стало тихо.
БАЦ!БУМ! ДЗЫНЬ!..
(Т. Собакин)
— Что произошло в стихотворении?
— Как вы догадались?
— Какое бы название вы ему дали? Почему?
Стихотворение называется «Как ловкий бегемот Гонялся за нахальной мухой В тесной комнате, где было Много стеклянной посуды».
Задание 2
Попробуйте сочинить подобный рассказ, используя междометия и звукоподражательные слова. Не забудьте дать ему название.
VI. Итог урока
— С какими особенными частями речи познакомились мы на этом уроке?
— Как выделяются на письме междометия?
VII. Домашнее задание
Теория по учебнику.
Повторить правила оформления диалога. Выполнить упражнение 367(3): придумать в парах диалог по картинке, подготовиться его разыграть.
VIII. «На закуску»
Задание
Прослушать, написать изложение-миниатюру, не забывая о том, что в данном тексте слово ура выступает в роли существительного, отвечающего на вопрос что?
ОТКУДА ПОШЛО РУССКОЕ «УРА»?
Тюркские народности, поселившиеся некогда на юге России, шли в бой с оглушительным криком «Ур!» — «бей», от глагола «урман» — «бить». Русское «ура» обычно производят от тюркского «ур». Но следует иметь в виду, что этот боевой клич был известен на Руси еще в домонгольский период ее истории. Упоминание об этом мы находим в «Слове о полку Игореве». В XVIII веке, в период войн с Пруссией, русское «ура» проникает в немецкую армию, вытеснив здесь боевой клич «вперед». В эпоху же наполеоновских войн познакомились с нашим «ура» и французы, а также и англичане. Таким образом, русское лихое, могучее «ура» стало международным боевым кличем и призывом к подвигу и беззаветной храбрости у самых различных народов.
(Из энциклопедии «Все обо всем»)