Все уроки русского языка 6 класс
Частица. Разряды частиц по значению - СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
Цели: повторить сведения о служебных частях речи; познакомить учащихся с разрядами частиц по значению; повторить правила и продолжить закрепление навыков написания не с различными частями речи; прививать интерес к окружающему животному миру.
ХОД УРОКА
I. Опрос по домашнему заданию
Опрос морфологического разбора предлогов и союзов у доски.
II. Актуализация опорных знаний
— Сколько частей речи вы знаете?
— На какие группы они делятся?
— Что такое предлог?
— Расскажите о группах предлогов.
— Какие предлоги пишутся через дефис?
— Какие пишутся раздельно? Слитно?
— У каких предлогов на конце пишется е?
— Что такое союз?
— На какие группы делятся союзы?
— Как отличить союз, пишущийся слитно, от похожих слов, пишущихся отдельно?
— Какие частицы вы знаете?
III. Постановка целей и задач урока
IV. Объяснение нового материала
1. Схема
Примеры подбираются самостоятельно по учебнику.
2. Работа с теоретическим материалом, помещенным в учебнике
1) Правописание частиц
Записать стихи, вывести правила написания частиц.
а) Раздельно пишем бы, же, ли!
«На небе месяц вышел ли?
К утру бы снегу намело,
И как же было бы светло!»
(О. Кургузова)
б) Вначале-то запомни-ка пока:
Через дефис пиши частицы -то и -ка:
«А ты-то не забыл перед едой
Мыть фрукты кипяченою водой?
Помой-ка руки — ты играл в футбол —
И лишь потом садись за стол».
(О. Кургузова)
2) Чтение правила (с. 198 учебника)
3. Повторение
— Как пишется частица не с различными частями речи?
V. Закрепление материала
1. Словарный диктант
Пойди-ка; не пошел; не сильный, а слабый; далеко не красивый; все-таки; был бы весел; как же решить; где бы ни был; не красиво, а уродливо; не побрели-то в глушь.
2. Распределительный диктант
Задание
Выпишите предложения, в которых есть частицы, в один столбик, а без них — в другой. Надпишите разряд частицы.
Змеи раскачивались в такт мелодии волынки. И каждому казалось, что они были заворожены звуками музыки. Но звуки музыки не могут вызвать у змей ни восхищения, ни другой реакции. Змеи музыки не слышат, так как от природы глухие. Неужели змеи не воспринимают звуковых волн. Они улавливают лишь вибрацию почвы и немного слышат при помощи костей челюсти. Змеи еще почти немые, если не считать способности некоторых из них издавать шипение. Когда заклинатель играет на флейте, кобра поворачивает голову как раз в такт его движениям, а не в такт музыке.
(Энциклопедия)
VI. Итог урока
VII. Домашнее задание
Теория по учебнику, выучить орфограмму, повторить написание не с различными частями речи.
Выполнить упражнение 357.