Служебные части речи: предлог, союз, частица - СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Все уроки русского языка 6 класс

Служебные части речи: предлог, союз, частица - СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Цели: познакомить с группой служебных частей речи, с особенностями их употребления в речи; развивать навыки творческого восприятия материала; прививать моральные ценности, нравственные качества.

ХОД УРОКА

I. Актуализация опорных знаний

1. Синтаксическая пятиминутка

Задание

Записать и разобрать синтаксически предложение. Надписать части речи в двух предложениях.

От характера твоих поступков зависит духовное состояние, благополучие, счастье, здоровье, самочувствие и настроение людей, с которыми ты общаешься. Не забывай этого.

(По В. Сухомлинскому)

— Какой вывод мы можем сделать из этих слов В. Сухомлинского?

— Зачитать характеристику предложения.

— Проверить надписанные части речи.

2. Беседа

— Сколько частей речи вы знаете?

— На какие категории они делятся?

— Назовите служебные части речи.


II. Постановка целей и задач урока


III. Объяснение нового материала

1. Знакомство с теорией по учебнику

2. Распределительный диктант

Задание

Прослушать текст, распределяя служебные части речи по колонкам.

Человеческие поступки выражаются в деятельности и в слове, во взгляде. Слово — тончайшее прикосновение к сердцу. Оно может стать нежным, благоуханным цветком, раскаленным железом и комьями грязи.

Словом можно рассеять сомнения и повергнуть в уныние, сотворить улыбку и вызвать слезы, породить веру в человека и заронить неверие, вдохновить на труд и привести в оцепенение силы души. Умей сообразить и почувствовать, когда человеку нужно, чтобы ты говорил, а когда ему необходимо, чтобы ты молчал.

Не причиняй своими поступками оскорбления, боли, тревоги, беспокойства. Своей бестактностью не сей семена неверия в доброе начало в человеке.

Одно единственное твое слово может создать у людей неправильное мнение о тебе. Если бы мы требовательнее относились к себе, то гораздо легче бы находили общий язык с людьми.

(По В. Сухомлинскому)


Предлоги

Союзы

Частицы

В, во, к, на, у, о, с

И, когда, чтобы, а

Не, бы


Беседа

— Если бы мы выписали из текста существительные, глаголы или слова любой другой самостоятельной части речи, мы смогли бы восстановить текст по этим словам?

— А легко ли восстановить текст по служебным словам?

3. Лабораторная работа

Задание

Попробуйте восстановить текст по выписанным служебным частям речи, используя их (3—4 предложения).

— Легко ли это было сделать?

— Почему?


IV. Закрепление материала

1. Творческие задания

Задание 1

Вставьте в словосочетания предлоги, поставьте слова в нужном падеже.

Обращать внимание... свои поступки; общаться... окружающие; интерес... люди; тянуться... ты; следить... речь.

Задание 2

Используя союзы, объедините получившиеся словосочетания в предложения.

Вариант получившегося:

Когда обращаешь внимание на свои поступки, легче общаться с окружающими. Если ты проявляешь интерес к людям, они тянутся к тебе. Следи за речью, и тебя будут уважать.


V. Итог урока

— С какими частями речи мы сегодня продолжили знакомство?

— Как нужно общаться с людьми?


VI. Домашнее задание

Теория по учебнику.

Высокий уровень, достаточный уровень

Написать 5 правил поведения в обществе, используя предлоги и союзы.

Средний уровень

Выполнить упражнение 317.






Для любых предложений по сайту: [email protected]