Все уроки русского языка 6 класс
Служебные части речи: предлог, союз, частица - СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
Цели: познакомить с группой служебных частей речи, с особенностями их употребления в речи; развивать навыки творческого восприятия материала; прививать моральные ценности, нравственные качества.
ХОД УРОКА
I. Актуализация опорных знаний
1. Синтаксическая пятиминутка
Задание
Записать и разобрать синтаксически предложение. Надписать части речи в двух предложениях.
От характера твоих поступков зависит духовное состояние, благополучие, счастье, здоровье, самочувствие и настроение людей, с которыми ты общаешься. Не забывай этого.
(По В. Сухомлинскому)
— Какой вывод мы можем сделать из этих слов В. Сухомлинского?
— Зачитать характеристику предложения.
— Проверить надписанные части речи.
2. Беседа
— Сколько частей речи вы знаете?
— На какие категории они делятся?
— Назовите служебные части речи.
II. Постановка целей и задач урока
III. Объяснение нового материала
1. Знакомство с теорией по учебнику
2. Распределительный диктант
Задание
Прослушать текст, распределяя служебные части речи по колонкам.
Человеческие поступки выражаются в деятельности и в слове, во взгляде. Слово — тончайшее прикосновение к сердцу. Оно может стать нежным, благоуханным цветком, раскаленным железом и комьями грязи.
Словом можно рассеять сомнения и повергнуть в уныние, сотворить улыбку и вызвать слезы, породить веру в человека и заронить неверие, вдохновить на труд и привести в оцепенение силы души. Умей сообразить и почувствовать, когда человеку нужно, чтобы ты говорил, а когда ему необходимо, чтобы ты молчал.
Не причиняй своими поступками оскорбления, боли, тревоги, беспокойства. Своей бестактностью не сей семена неверия в доброе начало в человеке.
Одно единственное твое слово может создать у людей неправильное мнение о тебе. Если бы мы требовательнее относились к себе, то гораздо легче бы находили общий язык с людьми.
(По В. Сухомлинскому)
Предлоги |
Союзы |
Частицы |
В, во, к, на, у, о, с |
И, когда, чтобы, а |
Не, бы |
Беседа
— Если бы мы выписали из текста существительные, глаголы или слова любой другой самостоятельной части речи, мы смогли бы восстановить текст по этим словам?
— А легко ли восстановить текст по служебным словам?
3. Лабораторная работа
Задание
Попробуйте восстановить текст по выписанным служебным частям речи, используя их (3—4 предложения).
— Легко ли это было сделать?
— Почему?
IV. Закрепление материала
1. Творческие задания
Задание 1
Вставьте в словосочетания предлоги, поставьте слова в нужном падеже.
Обращать внимание... свои поступки; общаться... окружающие; интерес... люди; тянуться... ты; следить... речь.
Задание 2
Используя союзы, объедините получившиеся словосочетания в предложения.
Вариант получившегося:
Когда обращаешь внимание на свои поступки, легче общаться с окружающими. Если ты проявляешь интерес к людям, они тянутся к тебе. Следи за речью, и тебя будут уважать.
V. Итог урока
— С какими частями речи мы сегодня продолжили знакомство?
— Как нужно общаться с людьми?
VI. Домашнее задание
Теория по учебнику.
Высокий уровень, достаточный уровень
Написать 5 правил поведения в обществе, используя предлоги и союзы.
Средний уровень
Выполнить упражнение 317.