Все уроки русского языка 6 класс
Местоимение как часть речи. Разряды местоимений по значению - МЕСТОИМЕНИЕ
Цели: дать понятие о местоимении как части речи, его особенностях, разрядах; учить сопоставлять материал, полученный на различных уроках (межпредметные связи); развивать навык раздельного написания местоимений с предлогами; через знакомство с лингвистическими сказками прививать учащимся любовь и уважение к русскому языку.
ХОД УРОКА
I. Актуализация опорных знаний
1. Интрига
Задание
Прослушайте отрывок и определите тему сегодняшнего урока.
Ветер листал страницы раскрытой книги. Он давно собирался пополнить свое образование, но все не хватало терпения заняться этим всерьез. Вот и сейчас, перелистав книгу от начала до конца, Ветер испугался: в ней столько слов, что их, пожалуй, и за год не прочитаешь. Поэтому Ветер решил облегчить себе работу.
— Будьте любезны, — обратился он к первому попавшемуся слову. — Как бы мне повидать самое главное слово этой книги?
— Оно здесь, почти рядом, — сказало Первое Попавшееся Слово. — Но я не советую отвлекать его по мелочам. Прежде чем обращаться к самому Существительному, изложите свое дело мне. Я — его заместитель.
— Вы — его заместитель? — обрадовался Ветер. — Подумайте, как это я сразу вас нашел!
— Да, вам повезло, — согласилось Первое Попавшееся Слово. — Я — первый заместитель Существительного — его личное местоимение. Оно достойно подражания, и я счастливо, что сумело кое-что у него перенять.
— Что же вы у него переняли? — спросил Ветер, замирая от нетерпения.
— Довольно много. Например, число, род, падеж. Ну, и содержание, разумеется.
(Ф. Кривин «Личное местоимение»)
2. Синтаксическая пятиминутка
Задание
Записать предложения.
Со школьных лет чувствовал я красоту русского языка. В нем меня привлекала его звучность, богатство слов и выражений.
— Какова синтаксическая роль местоимений? Подчеркните их как члены предложения.
— Для чего используются местоимения в предложениях? (Для того, чтобы избежать повторов, для связи предложений в тексте)
— Почему у местоимения нет своих вопросов?
3. Беседа
— Как пишутся предлоги со словами?
— А с местоимениями?
4. Словарный диктант
Обо мне, ко мне, со мной, под тобой, у него, забежал, при мне, подо мной, за ним, во мне, при нем.
— Что общего между приведенными ниже словами?
Я, ты, он, мы.
He, she, I, you. (Личные местоимения)
II. Постановка целей и задач урока
III. Объяснение нового материала
Знакомство с разрядами местоимений, помещенными в таблице учебника.
IV. Закрепление материала
1. Работа с учебником
Задание
Выписать из учебника разряды местоимений с 1—2 примерами к каждому.
2. Тренировочный диктант
Задание
Найти местоимения, определить их разряд.
Подошел мастер к верстаку своего питомца. Тот ведет себя нервозно, подкрадывается с фуганком к доске, словно боится ее. Мастер берет фуганок, я слежу за ним. Дело в том, что я и есть тот питомец, работу которого поправлял мастер. фуганок напоминает мне корабль, который нужно привести в лагуну. «Вот и все», — говорит мастер.
(По М. Константиновскому)
V. Итог урока
VI. Домашнее задание
Теория по учебнику.
Повторить басню И. А. Крылова «Волк и ягненок», подготовиться писать по памяти отрывок от слов «Когда светлейший Волк позволит...» до слов «Питья мутить ему никак я не могу».
Выполнить упражнение 270.