Все уроки русского языка 6 класс
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ - ВВЕДЕНИЕ
Методический материал для уроков русского языка разработан в соответствии с программой 6 класса (Російська мова: Програма для 5—12 класів загальноосвiтнiх навчальних закладів з росiйською мовою навчання / Н. Г. Озерова, Г. О. Михайшвська, Л. В. Давидюк, В. I. Стапвка, К. I. Бикова. — Чернівці: Видавничий дiм «Букрек», 2005). Современный подход к обучению — основа планов-конспектов. При разработке уроков использованы как традиционные, так и различные инновационные приемы, методы, формы (предлагаются элементы проектной технологии, работа в группах, парах; даются элементы уроков словесности, тестовые задания).
Реалии современности требуют развития у учащихся креативного подхода к обучению, поэтому с целью осознания значимости коллективной работы, развития исследовательских умений, углубления, систематизации и обобщения материала рациональным является введение в уроки элементов проектных технологий.
Занятия в группах предполагают обязательное равномерное присутствие в каждой группе учащихся с высоким, достаточным, средним и низким уровнем знаний. Группы могут быть как постоянного состава, так и меняющегося (в зависимости от целей и задач урока, степени сложности, уровня усвоения материала, пожеланий учащихся).
Ввиду того, что повышаются требования к развитию устной речи, на современном этапе целесообразным является введение в уроки русского языка элементов словесности. Это же способствует целостному восприятию текстов учащимися.
В связи с внедрением внешнего независимого оценивания и проведения тестовых итоговых аттестаций следует систематически работать с тестовыми заданиями разных уровней, типов.
Для всех этих видов работ в данном методическом пособии подобран разнообразный материал в достаточном количестве, так что каждый учитель, ориентируясь на свой класс, сможет отобрать то, что ему по душе.
Планы-конспекты созданы с учетом возраста учащихся и содержат не только познавательный материал, но и игровые моменты, развивающие творческую активность школьников, увлекающие в интересную страну русского языка, помогающие легко запомнить новые правила. Так, применение рифмограмм (орфограмм в стихах) способствует быстрому овладению правилом, не вызывает особых трудностей при запоминании и обеспечивает индивидуальный подход — право выбора ребенком, в какой форме он будет усваивать правило.
В методическом пособии используются отрывки из авторской лингвистической сказки «Невероятные приключения Кости Ошибкина и Лены Пятеркиной», разработанной в соавторстве с учителем высшей категории, учителем-методистом Т. Г. Челышевой, опробованной ею в течение 10 лет и представленной на республиканском конкурсе «Учитель года».
Нестандартные этапы и рубрики урока — лабораторная работа, «Кладовая подсказок», физкультминутка для пальцев, игра «Змейка», «На закуску» — направлены на формирование устойчивой мотивации изучения русского языка.
Формирование социокультурной компетенции на уроках (этот курс, к сожалению, практически не разрабатывается, а порой игнорируется) достигается за счет работы на основе подобранного дидактического материала, использованного в планах-конспектах, исходя из тем, помещенных в новой «Программе для 5—12 классов»: «Язык — духовная ценность: мысли выдающихся людей, пословицы, загадки мира слов»; «Украина и Россия — великие славянские державы: города и реки России»; «Национальная культура: традиции, обычаи и быт: народное искусство, народные праздники, обычаи, поверья, приметы и т. д.».
В помощь учителю предлагается рубрика «ВНИМАНИЕ! Подготовка учителя к следующему уроку», которая заранее нацеливает преподавателя (особенно молодого специалиста) на подготовку раздаточного материала (РМ), книг, иллюстраций, текстов.
С целью дифференцированного подхода к обучению разным группам учащихся даются различные по степени трудности домашние задания.
Основная структура уроков выглядит следующим образом:
УРОК №
Тема урока.
Цели урока:
Оборудование:
ХОД УРОКА
I. Опрос по домашнему заданию
II. Актуализация опорных знаний
III. Постановка целей и задач урока
IV Объяснение нового материала
V. Закрепление
VI. Итог урока
VII. Домашнее задание
Теория по учебнику.
Высокий уровень
Достаточный уровень
Средний уровень
VIII. «На закуску»
ВНИМАНИЕ! Подготовка учителя к следующему уроку
Поурочные планы ориентированы на работу по учебнику для 6 класса с русским языком обучения (Быкова Е. И., Давидюк Л. В., Стативка В. И. Русский язык. Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений с рус. яз. обучения / Е. И. Быкова, Л. В. Давидюк, В. И. Стативка. — К.: Пед. пресса, 2006). Однако в связи с тем, что большинство заданий планов-конспектов автономно, книгой могут пользоваться преподаватели, работающие и по учебникам других авторов.
Количество уроков развития речи соответствуют программе (16 часов) и содержат теоретическую и практическую части.
Как приложение разработано календарно-тематическое планирование с указанием целей урока, материала для повторения, тематики дидактического материала, использованного на уроке, оборудования.
Данная поурочная разработка окажет практическую помощь в выборе видов работ тренировочного и контролирующего характера, которые представлены в полном объеме и соответствуют требованиям «Программы для 5—12 кл.». Книга рассчитана на ее творческое использование, варьирование способов подачи материала, чередование подобранных для учителей заданий с упражнениями учебника.
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока Дата |
Тема урока |
Цели урока |
Материал для повторения |
Тематика дидактического материала |
Оборудование |
I семестр |
|||||
Введение |
|||||
1 |
Введение. О богатстве русского языка |
Расширить знания учащихся о богатстве русского языка; формировать необходимость понимания качества речи; воспитывать уважение к культуре через словесность |
Язык — духовная ценность. Мысли выдающихся людей. Пословицы. Загадки мира слов |
1. Карточки с афоризмами о русском языке (по 2 на группу) (РМ).* 2. Карточки для «Кладовой подсказок» на столе учителя (РМ) |
|
2 |
Повторение. Части речи и члены предложения |
Обновить знания учащихся по теме; развивать навыки определения членов предложения и их выражения различными частями речи; прививать интерес к языку |
Части речи, члены предложения, синтаксический разбор предложения |
Язык — духовная ценность Мысли выдающихся людей |
|
3 |
Простые и сложные предложения |
Актуализировать знания учащихся по теме «Виды предложений»; развивать навыки анализа предложений; воспитывать уважение к слову |
Язык — духовная ценность. В мире слов |
Таблица (РМ) |
|
Лексикология и фразеология |
|||||
4 |
Лексикология и фразеология. Словарное богатство русского языка. Общеупотребительные и необщеупотребительные слова |
Повторить ранее полученные сведения по лексикологии; дать понятие об общеупотребительных и необщеупотребительных словах; прививать интерес к работе со словарями |
Антонимы, синонимы |
Язык — духовная ценность. В мире слов, жизнь слова |
Выставка словарей (толковые, фразеологические, этимологические, словари синонимов, антонимов, омонимов, молодежного сленга) |
5 |
Развитие речи** 1. Общение и речь. Ситуация общения и ее составные части |
Повторить ранее полученные сведения о речи, обучать искусству общения; практическим путем выявить составляющие диалога; воспитывать культурного собеседника, уважение к собеседникам |
Язык — духовная ценность. Культура речевого поведения |
||
6 |
Понятие о фразеологии. Фразеологизмы, фразеологический словарь |
Повторить ранее полученные сведения о фразеологии; развивать навыки работы с фразеологическим словарем, расширять словарный запас учащихся; познакомить учащихся с требованиями к выполнению проекта; воспитывать эрудированного собеседника, умеющего применить свои знания в жизни |
1. Книга: Н. Ходза Новые проделки Хитрюшкина. — Ленинград: Детская литература, 1968. 2. Словарь фразеологизмов. 3. «Критерии оценивания проекта» (РМ) |
||
7 |
P.P. 2. Тема и основная мысль общения |
Обновить ранее полученные сведения о теме и основной мысли общения; развивать логическое мышление в процессе подготовки к ответам, коммуникабельность при работе в группах; воспитывать самостоятельность при анализе текста |
Повторение орфограмм: безударная гласная, буква и, ы после ц, ь у существительных 3 скл., словарные слова, проверяемые согласные, непроизносимые согласные |
Язык — духовная ценность. Имена и фамилии, их происхождение |
3—4 распечатки этимологии наиболее распространенных имен (РМ) |
8 |
Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения как разновидность фразеологизмов |
Углубить ранее полученные знания о фразеологии; расширить сведения о крылатых выражениях; учить сопоставлять знания, полученные на различных уроках; развивать навыки слушания; воспитывать заинтересованность в изучении и осмыслении учащимися русского языка |
Язык — духовная ценность. Крылатые слова и выражения. О значении и происхождении слов и выражений. Мысли выдающихся людей |
1. Книга «Почему мы так говорим. Крылатые слова» под редакцией Р. А. Замтарадзе (или сборник крылатых выражений Н. С. Ашукина, М. Г. Ашукиной «Крылатые слова»). 2. Распечатка афоризмов |
|
9 |
Подготовка к тематической аттестации***. КВН |
Обобщить материал по пройденным темам; развивать коллективное творчество, интерес к исследовательской работе; воспитывать любознательность, доброжелательность во взаимоотношениях в процессе лингвистического соревнования |
|||
10 |
Т. А. 1. Языковая тема (контрольное списывание). Аудирование |
Проверить уровень знаний по теме, умения и навыки их использования; развивать внимание, самостоятельность и ответственность при выполнении контрольных заданий; воспитывать старательность, аккуратность |
Язык — духовная ценность. Мастера русского художественного слова |
||
Имя существительное |
|||||
11 |
Понятие о морфологии. Повторение. Части речи |
Дать понятие о морфологии как о науке о языке; развивать навыки разграничения частей речи, учитывая их морфологические особенности; воспитывать у учащихся чуткость к языку |
Повторение частей речи |
Язык — духовная ценность. Загадки мира слов |
|
12 |
Р. Р. 3. Составление диалогов |
Расширить знания учащихся о диалогической речи, ее особенностях, правилах построения; формировать навыки построения диалога на заданную тему, учитывая ситуацию общения; прививать критическое отношение к собственным высказываниям с точки зрения их речевого оформления |
Пунктуация при диалоге |
Язык — духовная ценность. Культура речевого поведения |
1. Таблица «Критерии оценки диалога» (для учителя). 2. Памятка «Основные требования к диалогу» по одному экземпляру на парту (РМ) — можно заменить записью в тетрадях для развития речи |
13 |
Имя существительное и его морфологические признаки. Прописная буква и кавычки в именах собственных |
Углубить понятие о морфологических признаках существительного; формировать навыки грамотного написания собственных имен существительных, опознавая их в тексте; воспитывать у учащихся языковое чутье при их нахождении, опираясь на материал русского фольклора и развивая межпредметные связи |
Повторение орфограмм: безударные гласные, непроверяемые гласные и согласные, проверяемые согласные, непроизносимые согласные, и, у, а после шипящих |
Украина и Россия — великие славянские державы. Города и реки России. Национальная культура: традиции, обычаи и быт. Народное искусство |
Иллюстрации старшеклассников к стихотворению А. Фета «Шепот, робкое дыханье...» (или иллюстрации, раскрывающие суть стихотворения) |
14 |
Число и род имен существительных. Существительные общего рода. Существительные, имеющие форму только множественного или единственного числа |
На базе имеющихся знаний расширить понятие о числе и роде имен существительных; познакомить с новым для учащихся явлением употребления существительных общего рода, наличием существительных, имеющих форму только единственного или только множественного числа; воспитывать у учащихся культуру речи (правильное использование существительных общего рода) |
Повторение орфограмм: разделительные ъ и ь, раздельное написание предлогов с другими словами, употребление ъ для обозначения мягкости согласных, гласные и согласные в приставках, кроме приставок на з(с), буквы з и с на конце приставок |
||
15 |
Р. Р. 4. Изложение текста повествовательного характера, содержащего ситуацию общения |
Продолжить обучение написания изложения, используя план и соблюдая логическую последовательность событий в тексте повествовательного характера; формировать навыки правильного общения на примере текста изложения «Павлик»; воспитывать у учащихся умение поддерживать дружбу, быть правдивыми |
Человек. Нравственные качества |
||
16 |
Падежи имен существительных. Три склонения имен существительных. Орфография. Буквы е, и в окончаниях (повторение), ь на конце существительных |
Актуализировать знания по склонению имен существительных; совершенствовать навыки правильного написания окончаний существительных, обогащать словарный запас учащихся; воспитывать внимание к написанию существительных (ь е, и), уважение мнения одноклассников |
Повторение орфограммы «е, и в окончаниях существительных» |
||
17 |
Р. Р. 5. Текст и его основные признаки |
Углубить теоретические знания о признаках текста при его разборе; развивать навыки грамотного построения и анализа текста; учить систематизации полученных сведений, стремясь к их обобщению; воспитывать уважение к традициям и обычаям русского народа; расширять кругозор учащихся |
Национальная культура: традиции, обычаи и быт. Народные праздники, обычаи, поверья, приметы |
Таблицы понимания (РМ), карточки для работы в 4 группах |
|
18 |
Разносклоняемые существительные. Несклоняемые существительные |
Расширить представления учащихся о склонении существительных: познакомить учащихся с особенностями разносклоняемых и несклоняемых существительных; обратить внимание на причину выделения особых групп существительных; прививать интерес к русской словесности и желание грамотно говорить и писать; развивать умение контролировать свою речь |
Повторение орфограмм: лаг-лож; раст- рос; кас-кос, гар-гор; зар-зор |
||
19 |
Способы образования имен существительных |
Познакомить учащихся с разнообразными принципами и способами образования существительных; развивать навыки слушания и понимания текста; прививать желание творческого осмысления теоретического материала |
|||
20 |
Орфография. Написание суффиксов --чик-, -щик-, -ек-, -ик- |
Повторить теоретические сведения о существительном; формировать навыки правильного написания существительных с наиболее употребительными суффиксами и навыки обобщения материала; развивать воображение учащихся; прививать познавательный интерес к лингвистике |
Повторение орфограммы «Чередование и, е в корнях» |
Язык — духовная ценность. Мастера русского художественного слова. Сказки |
|
21 |
Орфография. Буквы о, е после шипящих в суффиксах и окончаниях имен существительных |
Обучать учащихся верному выбору о, ев суффиксах и окончаниях существительных после шипящих, вводя элементы опережающего обучения; формировать навыки правильного написания о и е в различных частях речи и частях слова, предотвращая ошибки при наложении нового материала на изученный; воспитывать внимание на уроке |
Повторение орфограммы «О, ё после шипящих в корне слова» |
||
22 |
Не с существительными |
Познакомить с правилами написания не с существительными, прилагательными и наречиями, предотвращая ошибки при наложении нового материала на ранее изученный; повторить правила написания не с глаголами; закреплять навыки разграничения правила написания не с различными частями речи; воспитывать познавательный интерес к языку, используя элементы словесности |
Национальная культура: традиции, обычаи и быт. Народные праздники, обычаи, поверья, приметы, сказки, анекдоты |
Карточки для «Кладовой подсказок» на столе учителя (РМ) |
|
23 |
Повторение. Подготовка к Т. А. 1 |
Обобщить знания учащихся по теме «Имя существительное»; совершенствовать орфографические навыки написания этой части речи; развивать умение составлять связный текст научного и художественного стилей, учитывая их особенности; воспитывать терпимость по отношению друг к другу, чувство единения при выполнении общей задачи |
1. Карточки с заданиями для групп по 3-м турам — 4 шт. 2. Карточки для практического задания — 4 шт. 3. Иллюстрации (виды природы) — 4 шт. |
||
24 |
Т. А. 2. Языковая тема (тесты, ответы на вопросы или написание орфограмм). Словарный диктант |
Проверить, в какой степени учащиеся владеют теоретическим и практическим материалом по теме «Имя существительное»; развивать умение видеть языковую тему обобщенно; тренировать орфографическую зоркость и навык использования теории в практической деятельности; воспитывать сосредоточенность, ответственность в работе |
|||
25 |
Р. Р. 6. Композиция текста. Средства связи предложений в тексте |
Повторить сведения о композиции текста; познакомить учащихся с типологией средств связи предложений в тексте; закрепить полученные сведения на примерах; развивать умение самоанализа; воспитывать интерес к языку через восприятие текста сложной композиции |
Язык — духовная ценность. Мастера художественного слова |
На каждую парту — текст «Очень страшная история» (РМ) (как вариант: вывести на мультимедийную доску или в виде плаката повесить на обычной доске) |
|
Имя прилагательное |
|||||
26 |
Имя прилагательное. Общее значение, морфологические признаки. Качественные, притяжательные, относительные прилагательные |
Углубить и расширить знания об имени прилагательном как части речи и его синтаксической роли в предложении; формировать навыки различения качественных, относительных и притяжательных прилагательных по их лексическим и грамматическим признакам; прививать интерес к различным видам деятельности на уроке при их чередовании |
|||
27 |
Орфография. Не с прилагательными |
Повторить правила написания и, ы после ц, не с различными частями речи; закреплять навыки опознавания частей речи по их лексическим и грамматическим признакам; тренироваться в написании орфограмм; воспитывать внимание, развивать память |
Повторение орфограммы «И, ы после ц» |
||
28 |
Степени сравнения качественных прилагательных и их образование. Способы образования. Наиболее употребительные суффиксы. Морфологический разбор имени прилагательного |
Познакомить учащихся со способами образования степеней сравнения качественных прилагательных; развивать навыки определения грамматических признаков качественных прилагательных; обратить внимание на написание наиболее употребительных суффиксов прилагательных; расширять кругозор учащихся, прививая интерес к использованию дополнительной литературы |
Способы образования имен существительных |
||
29 |
Орфография. Н, нн в суффиксах прилагательных |
Учить систематизировать материал в таблице для более четкого его восприятия; формировать умение грамотного написания н—нн в прилагательных; воспроизводить связный текст научного стиля по опорной таблице; проверить усвоение полученных ранее сведений о прилагательном; воспитывать внимание |
|||
30 |
Орфография. О и е после шипящих в суффиксах и окончаниях имен прилагательных (повторение). Суффиксы -к-, -ск- в именах прилагательных |
Повторить правила написания о и ев различных частях речи и частях слова, закрепляя данные навыки; познакомить с правилами выбора суффиксов -к-, -ск-; повторить понятие антоним в игровой форме; развивать логическое мышление при работе с антонимами; воспитывать понимание и любовь к стихотворной речи |
Повторение правил написания о и е в различных частях речи и частях слова. Повторение понятия антоним |
||
31 |
Правописание сложных прилагательных |
Развивая логическое мышление, дать основы правописания сложных прилагательных; расширять словарный запас в различных сферах жизни с целью развития коммуникативности; развивать навыки грамотного письма; используя словесную живопись, воспитывать эмоциональность речи, слова как формы отражения действительности |
1. Таблица-теория, карточки-слова для экскурсии, цвета для этапа «Я — художник». 2. Таблица для экскурсии, текст для словесной живописи (РМ). 3. Фишки-баллы 4. Академические шапочки для экскурсоводов. 5. Картина крымской художницы Исаевой «Осень», фото «Осень в крымских горах» (или любая природная зарисовка осени) |
||
32 |
Полные и краткие формы имен прилагательных, их синтаксическая роль в предложении. Орфография. Написание кратких прилагательных с основой на шипящую |
Обучать распознанию полных и кратких форм имен прилагательных; дать понятие о синтаксической роли кратких прилагательных; формировать навыки грамотного написания кратких прилагательных с основой на шипящую; воспитывать образность мышления; прививать чувство патриотизма |
Повторение написания ь на конце существительных после шипящих, пол-, полу- с существительными |
||
33 |
Повторение. Подготовка к Т. А. 3 |
Вспомнить правила орфографии по темам «Имя прилагательное», «Имя существительное»; обучать работе с диктантом-переводом; вырабатывать чутье к языку, способствующее усвоению правил орфографии и пунктуации; обогащать речь учащихся; прививать любовь к родному краю |
Повторение правил орфографии по теме «Имя прилагательное», «Имя существительное» |
Украина и Россия — великие славянские державы. Киев — столица государства |
|
34 |
Т. А. 3. Языковая тема (диктант). Чтение молча |
Проверить уровень знаний и умений учащихся по теме «Имя прилагательное»; проверить умение зрительного восприятия и понимания текста, умение самостоятельно определять главную мысль произведения; прививать любовь к природе; учить удивляться обыкновенным чудесам |
Природа — национальное достояние. Растительный мир. Проблемы защиты окружающего мира |
Материал к чтению молча (один экземпляр на парту или каждому учащемуся) (РМ) |
|
35 |
Р. Р. 7. Сложный план готового текста |
Повторить правила составления плана к тексту; познакомить с разновидностями сложного плана; закрепить полученные сведения на практике; через познавательный интерес воспитывать уважение к национальным символам Украины |
Украина и Россия — великие славянские державы. Государственные символы Украины |
Памятка «Как составлять план текста» (в виде РМ, или на доске, или в виде таблицы) |
|
36 |
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Повторение. Имя прилагательное |
Познакомить с классификацией ошибок в письменных работах; проанализировать типичные ошибки, допущенные в диктанте; формировать у учащихся умение анализировать и исправлять собственные ошибки; через сатирическое отношение к ошибкам, используя лучшие образцы русской художественной литературы, воспитывать старание и упорство в достижении хорошего результата работы |
Язык — духовная ценность. Мастера художественного слова |
||
Имя числительное |
|||||
37 |
Имя числительное как часть речи. Простые, сложные, составные числительные |
Повторить написание н, нн в именах прилагательных; развивать логическое мышление, умение анализировать лингвистическую ситуацию; формировать навыки распознавания видов числительных; воспитывать творческое отношение к русскому языку |
Повторение орфограммы «Н, нн в именах прилагательных» |
||
38 |
Р. Р. 8. Типы речи (повторение и углубление знаний). Сочетание в одном тексте разных типов речи |
Повторить и углубить знания о типах речи; развивать умения работы с текстами с соединением разных типов речи; воспитывать интерес к этимологии слов, к истории жизни и творчеству великих людей |
Язык — духовная ценность. Загадки мира слов. Жизнь слова. Наука. Религия. Культура. Искусство. Выдающиеся деятели культуры (художники) |
Образцы типов речи, распечатанные для вывешивания на доске, таблица; распечатка названий художественных произведений на листках для «Кладовой подсказок» (РМ) |
|
39 |
Количественные и порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Мягкий знак в числительных |
Познакомить с разрядами числительных; формировать умения и навыки написания ь в середине числительных; через развитие познавательного интереса воспитывать любовь к родному краю |
Украина и Россия — великие славянские державы. Города Украины |
||
40 |
Склонение количественных числительных |
Опираясь на учебник, дать понятие о склонении различных категорий количественных числительных; формировать умение правильного употребления в речи числительных в косвенных падежах и склонения количественных числительных; воспитывать ответственность, внимание при взаимопроверке, культуру речи |
Повторение орфограмм по теме «Написание и не написание ь во всех частях речи» |
||
41 |
Р. Р. 9. Научный текст с числительными. Правильное их употребление в речи |
Учить правильному употреблению числительных в косвенных падежах в устной речи; расширять и углублять познания о стилях речи, на практических примерах анализируя их особенности; воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе |
Природа — национальное достояние. Растительный мир. Проблемы защиты окружающего мира |
Карточки с текстами 10 шт. (РМ); текст «Экран криминальных сообщений» — 2 шт. |
|
42 |
Склонение порядковых числительных. Слитное написание числительных на -сотый, -тысячный |
Познакомить с особенностями склонения порядковых числительных; развивать навыки склонения количественных числительных; формировать навыки и умения склонения порядковых числительных; воспитывать ответственность, внимание и доброжелательность при взаимопроверке |
|||
43 |
Морфологический разбор числительного. Повторение |
Повторить полученные сведения о числительных, об их синтаксической роли; познакомить учащихся с морфологическим разбором имени числительного; закрепить правильное употребление числительных в косвенных падежах в устной и письменной речи; на примере содержания художественного текста прививать внимание и ответственность при работе с числительными |
Повторение морфологического разбора имени существительного и имени прилагательного. Повторение оформления диалога |
Язык — духовная ценность. Мастера художественного слова |
|
44 |
Т. А. 4. Языковая тема. Аудирование |
Проверить уровень знаний и умений учащихся по теме «Имя числительное»; проверить умение восприятия и понимания текста на слух; развивать логическое мышление; прививать интерес к окружающему миру, истории |
Наука. Религия. Культура. Искусство. Интересные факты |
Тесты можно распечатать на каждую парту |
|
Местоимение |
|||||
45 |
Местоимение как часть речи. Разряды местоимений по значению |
Дать понятие о местоимении как части речи, его особенностях, разрядах; учить сопоставлять материал, полученный на различных уроках (межпредметные связи); развивать навык раздельного написания местоимений с предлогами; через знакомство с лингвистическими сказками прививать учащимся любовь и уважение к русскому языку |
Язык — духовная ценность Мастера художественного слова |
||
46 |
Личные и возвратное местоимения. Склонение местоимений |
Повторить формы личных местоимений при склонении; формировать орфоэпические нормы при употреблении личных местоимений; учить избегать неоправданные повторы в речи, используя местоимения; воспитывать уважительное отношение к людям; прививать нормы этикета |
Повторение форм личных местоимений |
||
47 |
Р. Р. 10. Особенности описания интерьера и природы |
Повторить сведения о типах речи; познакомить с особенностями описания интерьера и пейзажа; развивая устную речь учащихся, формировать навыки составления сочинения-описания; воспитывать уважение и терпимость к ответам одноклассников |
Повторение сведений о типах речи |
Иллюстрации (фото) с изображением интерьера (8) и пейзажа (8) |
|
48 |
Вопросительные и относительные местоимения |
Познакомить с особенностями вопросительных и относительных местоимений; формировать умение отличать вопросительные от относительных местоимений, находя их в тексте; повторить сведения о сложноподчиненных предложениях; прививать внимание при работе |
Повторение сведений о сложноподчиненном предложении |
||
49 |
Неопределенные и отрицательные местоимения. Слитное, раздельное и дефисное написание. Правописание не и нм в местоимениях |
Повторить написание местоимений с предлогами; дать понятие об образовании неопределенных и отрицательных местоимениях и особенностях их правописания; воспитывать уважение к личности человека, умение толерантно общаться с людьми различного положения |
Наука. Религия. Культура. Искусство. Выдающиеся деятели культуры (художники) |
||
50 |
Контрольное изложение художественного текста повествовательного характера с элементами описания природы |
Проконтролировать усвоение понятия описание природы; развивать навыки написания изложения по плану; учить видеть прекрасное в природе и жизни |
Природа — национальное достояние. Времена года |
Словарь для учащихся среднего и низкого уровня (РМ) |
|
51 |
Притяжательные, указательные и определительные местоимения |
Повторить усвоенные ранее разряды местоимений; углубить понятия о притяжательных, указательных, определительных местоимениях; формировать навыки творческого подхода к языку; прививать эстетическое наслаждение при работе с языковым материалом мастеров слова |
Повторение разрядов имен прилагательных |
Язык — духовная ценность. Мастера художественного слова |
|
52 |
Р. Р. 11. Основные источники материала для сочинения и приемы его сбора. Систематизация материала |
Познакомить учащихся с источниками материала для сочинений соответственно данной теме, приемами сбора, вариантами его систематизации; формировать навыки работы с дополнительной литературой; развивать творческое начало в ребенке через привитие чувства красоты окружающего мира |
Повторение сведений об интерьере |
Язык — духовная ценность. Пословицы, поговорки |
Пословицы для «Кладовой подсказок» |
53 |
Морфологический разбор местоимения. Повторение. Подготовка к Т. А. 5 |
Повторить сведения по теме «Местоимение»; закреплять орфографические навыки написания местоимений; развивать навыки выполнения морфологического разбора различных частей речи; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней |
Повторение сведений по теме «Местоимение», морфологический разбор имени существительного, прилагательного |
Природа — национальное достояние. Растительный мир. Проблемы защиты окружающего мира |
15 распечаток диктанта «В зимнюю стужу» (РМ) |
54 |
Т. А. 5. Языковая тема (тесты). Словарный диктант |
Проверить уровень сформированности умений и навыков по теме «Местоимение»; развивать умение видеть языковую тему обобщенно; тренировать орфографическую зоркость и навык использования теории в практической деятельности; воспитывать сосредоточенность, ответственность в работе |
|||
55 |
Р. Р. 12. Совершенствование написанного (работа над ошибками, допущенными в изложении «Капли- сережки»). Простой план собственного текста |
Обновить сведения о типах ошибок; проанализировать типичные ошибки, допущенные в изложении; развивать у учащихся навыки коррекционной работы; обучать составлению простого плана собственного высказывания; прививать критическое отношение к своим работам, умение признавать ошибки |
Повторение: простой и сложный план к тексту сочинения. Типы ошибок |
||
Служебные части речи |
|||||
56 |
Служебные части речи: предлог, союз, частица |
Познакомить с группой служебных частей речи, с особенностями их употребления в речи; развивать навыки творческого восприятия материала; прививать моральные ценности, нравственные качества |
Повторение частей речи |
Человек. Моральные ценности. Нравственные качества |
|
57 |
Предлог. Правописание предлогов: е на конце предлогов, слитное и раздельное написание |
Познакомить с особенностями правописания предлогов; учить разграничению производных предлогов и существительных с предлогами; прививать уважительное отношение к языку, орфоэпическим нормам |
|||
58 |
Р. Р. 13. Сочинение-описание интерьера |
Проверить усвоение сведений по подбору материала к описанию интерьера; развивать навыки устного сочинения с опорой на самостоятельно собранный материал и план; воспитывать у учащихся толерантное отношение к ответам товарищей |
Повторение: работа над планом |
||
59 |
Союз. Группы союзов по значению. Правописание союзов |
Расширить понятие о союзах, их группах по значению; формировать навыки слитного написания союзов; проверить усвоение правил написания предлогов на практике; повторить ранее полученные сведения о сложных предложениях, знаках препинания в них; воспитывать уважение к труду учителя |
Повторение сложных предложений и знаков препинания в них |
Образование и наука. Школа и образование. Труд и профессии. Мир профессий |
|
60 |
Тренировочные упражнения |
Развивать навыки устной монологической речи научного стиля; закрепить навыки написания предлогов и союзов; развивать навыки конструирования сложных предложений; воспитывать уважение к труду, учебе; учить вдумчиво готовиться к урокам |
Повторение сведений о предлогах и союзах |
Образование и наука. Школа и образование. Школа и воспитание |
8 карточек № 1; 8 карточек № 2 (РМ) |
61 |
Частица. Разряды частиц по значению |
Повторить сведения о служебных частях речи; познакомить учащихся с разрядами частиц по значению; повторить правила и продолжить закрепление навыков написания не с различными частями речи; прививать интерес к окружающему животному миру |
Повторение сведений о служебных частях речи, написания не с различными частями речи |
Природа — национальное достояние. Животный мир |
|
62 |
P.P. 14. Стили речи Понятие о публицистическом стиле. Публицистические жанры: информационное сообщение и другие |
Повторить особенности стилей речи, опираясь на поэтический материал; познакомить учащихся с особенностями, сферой применения публицистического стиля, его жанрами; воспитывать уважение к профессии журналиста |
Повторение стилей речи |
Труд и профессии Мир профессий. Язык — духовная ценность. Мастера русского художественного слова |
|
63 |
Междометие. Знаки препинания при междометиях |
Познакомить учащихся с особенностями междометия и звукоподражательных слов, учить их различать; разъяснить цель употребления междометий в речи; продемонстрировать языковые возможности особой части речи: создание художественных текстов на основе междометий и звукоподражательных слов; развивать творческие способности учащихся; прививать интерес к русской культуре и языку |
Мастера русского художественного слова. История и исторические личности. Страницы истории |
Стихотворение «Как ловкий бегемот» на каждую парту (15 шт.) (РМ) |
|
64 |
Контрольный урок. Проверка диалогов |
Повторить сведения о требованиях к оформлению диалога, его частях; проверить сформированность навыков составления диалога, его оформления; закреплять навыки грамотной диалогической речи, умение стимулировать разговор на заданную тему; воспитывать уважение к труду товарищей |
Повторение сведений о требованиях к оформлению диалога, его частях |
Язык — духовная ценность. Труд и профессии. Семья. Природа — национальное достояние |
|
65 |
Повторение. Морфологический разбор служебных частей речи. Подготовка к Т. А. 6 |
Закрепить сведения о служебных частях речи, их морфологическом разборе; развивать навыки устной монологической речи научного стиля на заданную тему; воспитывать старание при выполнении поставленной задачи |
Повторение морфологического разбора служебных частей речи |
Язык — духовная ценность. Мастера русского художественного слова. Пословицы, поговорки |
|
66 |
Т. А. 6. Языковая тема. Чтение молча |
По вариантам проверить уровень усвоения материала о служебных частях речи и междометии; проверить умение зрительного восприятия и понимания текста, умение самостоятельно определять стиль речи произведения; воспитывать сосредоточенность в работе; прививать интерес к историческому прошлому русского народа |
История и исторические личности. Страницы истории |
Распечатка текстов «Как появилась газета» (РМ) |
|
Повторение |
|||||
67 |
Повторение орфограмм и пунктограмм, их закрепление в практической работе |
Повторить изученные в 5, 6 классе орфограммы и пунктограммы; закреплять навыки определения орфограмм в словах, их опознания; учить систематизировать ранее изученный материал; прививать желание качественной работы на уроке; воспитывать осторожное отношение к грибам — дарам природы |
Повторение орфограмм и пунктограмм, изученных в 5, 6 классах |
Природа — национальное достояние. Растительный мир |
|
68 |
Контрольный диктант |
Проверить знания учащихся по изученным в 6 классе темам, уровень сформированности орфографических и пунктуационных навыков; развивать внимание при работе с текстом большого объема; воспитывать любовь к природе, окружающему миру |
Природа — национальное достояние |
||
69 |
Р. Р. 15. Заметка в газету о поступках людей (рассуждение) |
Повторить сведения о типах и стилях речи, особенностях публицистического стиля; расширять знания учащихся о жанре информационной заметки (тип речи — рассуждение); воспитывать бережное отношение к людям и природе |
Повторение стилей и типов речи, жанров публицистического стиля |
Человек. Моральные ценности. Нравственные качества. Природа — национальное достояние. Растительный и животный мир |
Карточки, собранные как домашнее задание, после урока 62 |
70 |
Р. Р. 16. Понятие об официально-деловом стиле. Деловые бумаги. Инструкция. Объявление |
Дать понятие об официальноделовом стиле, видах деловых бумаг; познакомить с особенностями составления инструкции и объявления; воспитывать креативность у учащихся |
* РМ — раздаточный материал.
** далее — P. P.
*** далее — Т. А.
Т. А. - 6
Контрольный диктант — 1
Контрольное изложение — 1
Р. Р. - 16
Аудирование — 2
Чтение молча — 2