СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В НЁМ - РУССКИЙ ЯЗЫК - ОДИН ИЗ РАЗВИТЫХ ЯЗЫКОВ МИРА

Дидактические материалы по русскому языку 6 класс к учебнику М. Т. Баранова «Русский язык. 6 класс. В двух частях» - 2016 год

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В НЁМ - РУССКИЙ ЯЗЫК - ОДИН ИЗ РАЗВИТЫХ ЯЗЫКОВ МИРА

✓ 1. Выпишите только сложные предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. Выделите в них основы. Составьте схемы сложных предложений.

1) Современники считали карфагенян не только невероятно смелыми но и мудрыми людьми. 2) Небо усеяно звёздами и окрестность постепенно освещалась серебристым блеском месяца. 3) Сильный порыв ветра раздвоил тучу и бледным светом озарил часть поля. 4) Дул сильный пронзительный ветер и где-то вверху на крутом берегу скрипели деревья. 5) Миллионы листьев стеблей веток и венчиков преграждали дорогу на каждом шагу. 6) К полуночи тучи ушли и над вершинами сосен начало переливаться холодными огнями небо. 7) Река бежала быстро и едва слышно журчала около сваек купальни.

✓ 2. Спишите, расставляя знаки препинания. Графически докажите, что все данные предложения — сложные.

1) Прошёл дождь и по низким луговым местам поднялся плотный туман. 2) Мы проехали вёрст восемь и вдали показался невысокий дом. 3) Холмы всё ещё тонули в лиловой дали и мы не видели их конца. 4) Стоял запах талого снега и солнце светило застенчиво и робко. 5) Старый князь был ещё в городе, и дети его ждали его каждую минуту. 6) Изредка срывался ветер и тогда листья летели мутным дождём. 7) К полудню тучи ушли и над вершинами сосен начало переливаться холодными огнями небо. 8) Яркая радуга перекинулась через небо и обрывки туч торопливо уплывают в эту роскошную арку.

✓ 3. Переделайте данные простые предложения в сложные, закончив каждое из них придуманным окончанием. Запишите получившиеся предложения, выделяя в них основы и расставляя знаки препинания.

1) Ни одно из насекомых не жужжит в траве ... 2) Солнце светит ... 3) С утра был солнечный день ... 4) Тихо качаются на воде кувшинки ... 5) Туманы пропитали насквозь жёлтые листья ... 6) Дорога впереди была пустынна ... 7) В траве клубника была ещё зелена ...

✓ 4. Напишите диктант. Выполните задания.

Ель и сосна

Из деревьев на Севере чаще всего увидишь ель и сосну. Ель и сосна — вечные соперницы.

Ель растёт на более влажных местах. Корни её неглубоки, и на Крайнем Севере это помогает ей бороться с мертвящим прикосновением вечной мерзлоты. Ель теневынослива и легко уживается под пологом высокой, менее густой сосны. Но ветви ели плотно застилают солнце, и в еловом лесу всегда темно.

Сосна любит сухие песчаные пригорки. Деревья стоят небольшими группами, и в сосновом бору всегда торжественно и светло. Но сосна может расти и на открытых заболоченных водоразделах. Могучая корневая система сосны пробивает слой отмёрзших мхов, и сосна приживается на болоте. Растёт сосна быстрее ели. Она светолюбива, и её крона на стройном стволе словно распластана в высоком небе. Но вот под пологом этих прозрачных крон подрастают молодые ёлочки. Они вытягиваются, и иногда им удаётся затенить и заглушить сосновый лес.

(А. Горф)

Задания

1. Разберите по членам выделенные предложения, укажите, чем выражены главные члены.

2. Разберите по составу все сложные слова.

3. Подберите синонимы к словам стройный, вытягиваются, иногда из предложений последнего абзаца, учитывая контекст.






Для любых предложений по сайту: [email protected]