Дидактические материалы по русскому языку 6 класс к учебнику М. Т. Баранова «Русский язык. 6 класс. В двух частях» - 2016 год
МОРФЕМЫ В СЛОВЕ - РУССКИЙ ЯЗЫК - ОДИН ИЗ РАЗВИТЫХ ЯЗЫКОВ МИРА
✓ 1. Выпишите только слова с нулевыми окончаниями.
Аргументируйте свой выбор. Какое слово нельзя охарактеризовать однозначно без контекста? Составьте с этим словом предложение и выделите в нём морфемы.
Карандаши, пенал, весело, весло, улыбался, спрашиваю, прочитать, в конверте, часами, часто, сильный, ненастье, метро, расспросы, кругом, смех.
✓ 2. Заполните таблицу данными ниже словами (см. пример).
Приставка |
Корень |
Суффикс |
Окончание |
о- |
-слеп- |
-и-, -тельн- |
-ый |
Невесело, беспризорничать, отгадка, новшество, современник, превращение, переулок, заказчик, часовщик, утренник, важничать, договариваться, вовремя, доказательство, разъехаться, почерк, неизменный, походка, личный.
✓ 3. Соедините в пары номера слов и соответствующих им схем.
1) поперечный |
|
2) ловушка |
|
3) слушатель |
|
4) Сбербанк |
|
5) подснежник |
|
6) ловушка |
|
7) перепроверка |
|
8) серебро |
|
9) футболистка |
|
10) (он) искрится |
✓ 4. Объедините слова в группы в соответствии с характером орфограммы в их приставках. Запишите слова по группам.
Сделать, вздохнул, составил, надорвать, надпись, направление, воссоздал, посмотрел, разбудить, озаглавил, представить, развесил, раздать, встревожился, вздрогнуть, доплыл, закрутил, прогрел.
✓ 5. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выполните морфемный разбор выделенных слов.
Тысячи лет наза.. н..чное небо для людей имело (на)много большее зн..чение, чем се..одня. Звёз(?)ную ро(с/сс)ыпь они во..принимали как от..бражение з..много мира и пре..ст..вляли на небе х..рошо зн..комые пр..дметы м..фические обр..зы и прежде все..о ж..вотных. В ..пределённых гру(п/пп)ах ярких звёз.. они вид..ли тельца овена рыб и многих других. Наряду с этим они очень интер..совались пр..це(с/сс)ами, пр..исх..дящими на небе. Они н..блюдали как з..кон..мерно изм..нялась форма (Л/л)уны, или двигались некот..рые яркие звёзды. И люди р..змышляли над зн..чением этих п..р..движений. Приблизительно так могла в..зникнуть астрология — учение (о)том что (по)пол..жению н..бесных тел можн.. пре..ск..зать будущее. В древности астрологи занимались только судьбами кор..лей и их империй. Вл..дыки принимали св..и р..шения по с..вету звёз(?)ного т..лкователя. Только с 17 века астр..логия ра..делилась на толк..вание будущего по звёздам и астрономию.
✓ 6. Объедините в группы родственные (однокоренные) слова.
Спущенный, поперёк, личина, приминать, ограждение, замыкать, замок, поперечный, огородить, пуск, ловушка, отмычка, прорыть, нагороженный, ров, кормление, сжатие, мять, рвать, подкормка, помещение, вылавливающий, литьё, ловить, лицо, личный.
✓ 7. Подберите по несколько однокоренных слов к каждому слову. Понаблюдайте, какая морфема — суффикс или приставка — может образовывать родственные слова.
Осязание, мерить, владелец, граница, черепок, ужас, работа, нрав, добрый, дворец, тропа, кровь, знак, столица, гость, конец, истина, вестник.
✓ 8. Соедините в группы однокоренные слова, подчеркните в них буквы, обозначающие чередующиеся звуки. Купленный, приношение, подкова, друзья, подруги, сохнуть, подносить, освещённый, покупка, протирать, посветить, приход, дружный, простить, сухой, горняк, соотечественник, прощение, горняцкий, засушить, дневальный, затор, походка, горы, ковка, растереть, отчество.
✓ 9. Распределите данные слова по группам в соответствии с таблицей.
Слова с приставкой по- |
Слова с приставкой под-(подо-) |
Слова без приставки |
Повтор, подсобное (помещение), подряд, поощрение, подбор, пожар, подвал, посудачить, посудина, подниматься, подоткать, подотчётный, подражательство, погоня, погоны, подойти, погода, подорешник, подорваться, подысканный, поперечный, подкова, подошва, покружить, порка, повар.