Русский язык 6 класс - диагностические работы - 2017 год
Имя существительное - МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ВАРИАНТ 1
Часть 1
1. В каком ряду оба слова — имена существительные?
1) благодарность, благодарить
2) желтизна, желтоватый
3) приземление, взлететь
4) тихоня, агрессивность
2. В каком существительном перед Е произносится твёрдый согласный?
1) рейс
2) спортсмен
3) интерьер
4) фанера
3. Какое(-ие) существительное(-ые) относится к несклоняемым?
А) топливо
Б) окно
В) радио
Г) молоко
1) Аи Б
2) только А
3) В и Г
4) только В
4. В каком ряду все существительные мужского рода?
1) вуз, шоссе, мопед
2) кенгуру, МГУ, шампунь
3) путь, Сочи, такси
4) пенальти, завхоз, тире
5. У какого существительного в суффиксе пишется буква Е (Ё)?
1) кирпич...к
2) бельч...нок
3) беч...вка
4) кусоч...к
6. Укажите пример(-ы), где НЕ с существительным пишется слитно.
А) он (не)орёл
Б) считаться (не)веждой
В) (не)приятель, а друг
Г) говорит (не)правду
1) А и Б
2) только Б
3) А и В
4) Б и Г
7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы имени существительного.
1) пара сапог
2) много помидор
3) двести граммов
4) пять яблок
Прочитайте текст. Выполните задания 8—16
(1)Сострадание — активный помощник.
(2)Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? (3)Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным? (4)С самого детства воспитывать — прежде всего самого себя — так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде.
(5)Сочувствие — великая человеческая способность и потребность, благо и долг. (6)Людям, воспитавшим в себе талант доброты, умеющим превращать сочувствие в содействие, живётся труднее, чем бесчувственным, равнодушным. (7)Но их награда — чистая совесть.
(8)Нет радиоприёмника более сильного и чуткого, чем человеческая душа, если её настроить на волну высокой человечности.
(По С. Львову)
8. Какое суждение об именах существительных из текста является ошибочным?
1) В предложении 1 слово ПОМОЩНИК является сказуемым.
2) В предложении б слово СОЧУВСТВИЕ стоит в именительном падеже.
3) Существительное ДОБРОТА из предложения б не может употребляться во множественном числе.
4) В слове РАДИОПРИЁМНИК из предложения 8 два корня.
9. В каком значении употреблено существительное РАВНОДУШИЕ в предложении 3?
1) безразличное отношение к людям
2) подобие, сходство душ
3) спокойствие
4) равноправное положение, равенство
10. В каком предложении есть синонимы?
1) 3
2) 4
3) 6
4) 8
Часть 2
11. Озаглавьте текст в соответствии с основной мыслью. Запишите своё заглавие.
12. Из предложения 8 выпишите имя существительное, образованное суффиксальным способом.
13. Из предложений 6-8 выпишите слово, в котором приставка обозначает “приближение, близость к чему-либо”.
14. Из предложения 7 выпишите грамматическую основу.
15. Как называется средство выразительности, использованное автором в предложении 8? Запишите этот термин.
Часть 3
16. Как вы понимаете последнее предложение текста? Напишите небольшой (3-5 предложений) текст-рассуждение, подтверждая свои мысли примерами из жизни и/или из текста.
ВАРИАНТ 2
Часть 1
1. В каком ряду оба слова имена существительные?
1) обращение, пробежаться
2) приземлиться, земляной
3) горение, гостиная
4) доброта, одобрить
2. В каком существительном перед Е произносится мягкий согласный?
1) шимпанзе
2) тире
3) агрессия
4) реле
3. Какое(-ие) существительное(-ые) относится(-ятся) к разносклоняемым?
А) время
Б) знамя
В) опасность
Г) ателье
1) А и Б
2) только А
3) В и Г
4) только Г
4. В каком ряду все существительные женского рода?
1) тетрадь, мадам, шимпанзе
2) кольраби, путь, Гоби (пустыня)
3) авеню, АТС, лазурь
4) леди, непоседа, тюль
5. У какого существительного в суффиксе пишется буква Е(Ё)?
1) ж...рдочка
2) ореш...к
3) собач...нка
4) шнуроч...к
6. Укажите пример(-ы), где НЕ с существительным пишется слитно.
A) (не)счастье, а горе
Б) (не)брежность в одежде
B) проявить (не)решительность
Г) она (не)акула
1) А и Г
2) Б и В
3) А и Б
4) только Б
7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы имени существительного.
1) много носок
2) пять помидоров
3) несколько вафель
4) группа солдат
Прочитайте текст. Выполните задания 8—16
(1)Обида — это чувство, которое не помогает жить. (2)Она возникает, когда мы считаем, что к нам отнеслись несправедливо. (3)Если обида копится в сердце, она перерастает в ненависть.
(4)Ненависть, агрессия, злоба мешают сосредоточиться на чём-то важном. (5)Человек ходит и постоянно думает о своей обиде. (6)Негативные мысли начинают разрушать его, он нервничает, раздражается, может даже заболеть.
(7)0бида не должна копиться в нашем сердце и в нашей памяти. (8)Обиды нужно прощать. (9)Человек, не умеющий прощать, разрушает себя, а не того, на кого он обижен.
(10)Пусть обиды исчезают бесследно, ведь они мешают жить и радоваться всему хорошему. (11)А хорошего в нашем мире больше, чем плохого.
(По Т. Маркиновой)
8. Какое суждение является ошибочным?
1) В предложении 1 существительное ОБИДА является подлежащим.
2) В предложении 3 существительное НЕНАВИСТЬ стоит в винительном падеже.
3) Существительное ЗЛОБА из предложения 4 всегда употребляется в единственном числе.
4) В существительном ЧУВСТВО из предложения 1 звуков больше, чем букв.
9. В каком значении употреблено существительное АГРЕССИЯ в предложении 4?
1) вооружённое нападение
2) вредное воздействие на окружающую среду
3) нарушение закона
4) открытая враждебность
10. В каком предложении есть антонимы?
1) 3
2) 5
3) 7
4) 11
Часть 2
11. Озаглавьте текст в соответствии с темой. Запишите своё заглавие.
12. Определите способ образования существительного ОБИДА (предложение 1).
13. Из предложений 1-3 выпишите слова с безударной чередующейся гласной в корне.
14. Сколько грамматических основ в предложении 3? Напишите соответствующую цифру.
15. Как называется средство выразительности, использованное автором в предложении 3? Запишите этот термин.
Часть 3
16. Как вы понимаете первое предложение текста? Напишите небольшой (3-5 предложений) текст-рассуждение, подтверждая свои мысли примерами из жизни и/или из текста.
ВАРИАНТ 3
Часть 1
1. В каком ряду оба слова — имена существительные?
1) поведение, благодарный
2) белизна, побелеть
3) агрессия, доброта
4) опасность, спасти
2. В каком существительном перед Е произносится твёрдый согласный?
1) термин
2) музей
3) академия
4) партер
3. Какое(-ие) существительное(-ые) относится к несклоняемым?
А) озеро
Б) полотно
В) какао
Г) пианино
1) А и Б
2) только А
3) В и Г
4) только В
4. В каком ряду все существительные среднего
1) повидло, шасси, интервью
2) такси, жюри, колибри
3) Онтарио, конферансье, кашне
4) метро, НЛО, сирота
5. У какого существительного в суффиксе пишется буква Е (Ё)?
1) кулач...к
2) ч...рточка
3) кирпич...к
4) горош...к
6. Укажите пример(-ы), где НЕ с существительным пишется раздельно.
А) быль и (не)быль
Б) казаться (не)видимкой
В) победить (не)другов
Г) (не)друг, а приятель
1) А и Б
2) В и Г
3) Г
4) В
7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы имени существительного.
1) пара чулок
2) группа цыганов
3) пять мандаринов
4) нет полотенец
Прочитайте текст. Выполните задания 8—16
(1)Есть много книг о хороших манерах, но люди, к сожалению, мало черпают из них. (2)Многие думают, что хорошие манеры — это фальшь, скука, что сейчас они никому не нужны.
(3)На самом деле в основе хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. (4)Поэтому не надо шуметь, например, за столом во время еды. (5)Не надо чавкать, с шумом класть вилку на тарелку. (6)Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим людям: на вас не должно быть противно смотреть. (7)Не надо утомлять соседей беспрерывными шутками, остротами, анекдотами.
(8)Манеры, одежда, походка, поведение — всё должно быть сдержанным и ... красивым. (9)Любая красота не утомляет: она “социальна”.
(По Д. С. Лихачёву)
8. Какое суждение об именах существительных из текста является ошибочным?
1) Существительное ЗАБОТА является подлежащим в предложении 3.
2) Существительное МАНЕРЫ в предложении 2 стоит в именительном падеже.
3) В предложении 7 нет одушевлённых существительных.
4) В существительном ПОХОДКА из предложения 8 все согласные глухие.
9. В каком значении употреблено существительное МАНЕРЫ в предложении 1?
1) способы деятельности
2) особенности характера
3) внешние формы поведения
4) что-то искусственное, неестественное
10. В каком предложении есть антонимы?
1) 1
2) 3
3) 6
4) 8
Часть 2
11. Озаглавьте текст в соответствии с основной мыслью. Запишите своё заглавие.
12. Определите способ образования существительного ОСТРОТА (предложение 7).
13. Из предложений 5-7 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется глухостью последующего согласного.
14. Сколько грамматических основ в предложении 2? Напишите соответствующую цифру.
15. Как называется средство выразительности, использованное автором в предложении 1? Запишите этот термин.
Часть 3
16. Как вы понимаете последнее предложение текста? Напишите небольшой (3-5 предложений) текст-рассуждение, подтверждая свои мысли примерами из жизни или из текста.
ВАРИАНТ 4
Часть 1
1. В каком ряду оба слова — имена существительные?
1) программа, предположить
2) дополнение, дополнительный
3) синева, синеватый
4) прорастание, смелость
2. В каком существительном перед Е произносится мягкий согласный?
1) кафе
2) рельс
3) интерьер
4) фонетика
3. Какое(-ие) существительное(-ые) относится к разносклоняемым?
А) эскимо
Б) пламя
В) имя
Г) толокно
1) А и Г
2) только А
3) Б и В
4) только В
4. В каком ряду все существительные общего рода?
1) коала, какаду, шимпанзе
2) задира, непоседа, маэстро
3) неженка, егоза, неряха
4) выскочка, фантазёрка, фамилия
5. У какого существительного в суффиксе пишется буква Е (Ё)?
1) руч...нка
2) карандаш...к
3) реш...тка
4) звоноч...к
6. Укажите пример(-ы), где НЕ с существительным пишется раздельно.
A) ошибки из-за (не)внимания
Б) (не)везение, а подготовка
B) он (не)герой
Г) бушует (не)погода
1) А и Б
2) Б и В
3) В и Г
4) А и Г
7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы имени существительного.
1) десять килограммов
2) пара туфлей
3) нет апельсинов
4) несколько басен
Прочитайте текст. Выполните задания 8—16
(1)Приходилось ли вам, оценивая свои и чужие поступки, думать о чувстве ответственности? (2)Ответственность — это своеобразное обязательство отчитываться в своих действиях и поступках, принимать на себя вину за их возможные последствия. (3)Только тот, кто научился управлять собой, может отвечать за других.
(4)В настоящее время человек отвечает за всё на земле. (5)Тысячи лет он боролся с природой, теперь он отвечает за неё как старший. (6)И эту свою ответственность он ни на кого не может переложить, потому что только он один наделён высшей силой — силой разума.
(7)Кто же этот человек? (8)Это все мы и каждый в отдельности. (9)Тому, кто не воспитал в себе чувство ответственности в детстве и юности, трудно научиться этому в зрелые годы.
(По материалам периодической печати)
8. Какое суждение является ошибочным?
1) Существительное ОБЯЗАТЕЛЬСТВО является сказуемым в предложении 2.
2) Существительное ОТВЕТСТВЕННОСТЬ в предложении 6 стоит в именительном падеже.
3) В предложении 4 есть разносклоняемое существительное.
4) В существительном (в) ОТДЕЛЬНОСТИ из предложения 8 два суффикса.
9. В каком значении употребляется существительное ПОСТУПКИ (поступок) в предложении 1?
1) направление движения
2) добровольная уступка
3) совершённое действие
4) походка, манера ступать
10. В каком предложении есть синонимы?
1) 2
2) 3
3) 6
4) 9
Часть 2
11. Озаглавьте текст в соответствии с темой. Запишите своё заглавие.
12. Определите способ образования существительного ДЕТСТВО (предложение 9).
13. Из предложений 2-3 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением “приближение, близость к чему- или кому-либо”.
14. Сколько грамматических основ в предложении 2? Напишите соответствующую цифру.
15. Как называется средство выразительности, использованное автором в предложении 6? Запишите этот термин.
Часть 3
16. Как вы понимаете последнее предложение текста? Напишите небольшой (3-5 предложений) текст-рассуждение, подтверждая свои мысли примерами из жизни или из текста.