Русский язык 6 класс - диагностические работы - 2017 год
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ВАРИАНТ 1
Часть 1
1. Какое утверждение является ошибочным?
1) Звонкие согласные звуки могут оглушаться.
2) Основа слова может состоять из нескольких морфем.
3) Имя существительное является служебной частью речи.
4) В сложном предложении не менее двух грамматических основ.
2. В каком слове все согласные звуки звонкие?
1) груз
2) зверь
3) мотор
4) горит
3. В каком слове допущена ошибка: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) щавЕль
2) началА
3) звОнишь
4) алфавИт
4. В каком слове пропущена проверяемая безударная гласная корня?
1) выр...сли
2) б...рёза
3) ж...лтый
4) т...жело
5. Какое(-ие) слово(-а) нужно писать с разделительным Ъ (твёрдым знаком)?
A) в...юга
Б) под...ехать
B) бар...ер
Г) об...яснить
1) Б и Г
2) А и В
3) только Б
4) А и Б
6. В каких словах пропущена одна и та же буква?
A) и...гнать
Б) бе...шумный
B) и...портить
Г) ра...писание
1) А и В
2) А, Б, В
3) Б и Г
4) Б, В, Г
Прочитайте текст. Выполните задания 7—14
(1)Язык сопровождает человека во всех его делах, присутствует во всех его мыслях, участвует во всех планах. (2)Говоря о том, что язык сопутствует всей деятельности человека, задумайтесь, ребята, над устойчивым выражением “слово и дело”. (3)А стоит ли их вообще противопоставлять? (4)Ведь граница между “делом” и “словом” условна. (5)Недаром есть люди, для которых слово и есть дело, профессия: это писатели, журналисты, учителя, воспитатели, мало ли кто ещё... (6)Да и из своего собственного опыта мы знаем, что успех того или иного начинания в значительной мере зависит от умения говорить, убеждать, формулировать свои мысли. (7)Следовательно, “слово” — тоже своего рода дело.
(По Б. Норману)
7. Какое заглавие наиболее точно отражает тему текста?
1) Язык и речь
2) Слово и дело
3) Профессии
4) Слово — это тоже дело
8. Какое предложение помогает понять основную мысль текста?
1) 1
2) 3
3) 4
4) 7
Часть 2
9. Из предложения 5 выпишите имя существительное, состоящее из приставки, корня, двух суффиксов и окончания.
10. Из предложения 4 выпишите слово, употреблённое в переносном значении.
11. Какое предложение соответствует характеристике: повествовательное, невосклицателъное, простое с однородными сказуемыми. Укажите его номер.
12. Выпишите грамматическую основу из предложения 7.
13. В каком предложении запятая выделяет обращение? Укажите номер этого предложения.
Часть 3
14. Как вы понимаете последнее предложение текста? Напишите небольшой (3-4 предложения) текст-рассуждение, опирайтесь на примеры из прочитанного текста.
ВАРИАНТ 2
Часть 1
1. Какое утверждение является ошибочным?
1) Все согласные образуют пары по твёрдости и мягкости.
2) Основа — часть слова без окончания.
3) Имя существительное является самостоятельной частью речи.
4) Части сложного предложения разделяются запятой.
2. В каком слове один из согласных звуков оглушается?
1) тёплый
2) змейка
3) просьба
4) мороз
3. В каком слове допущена ошибка: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) досУг
2) квАртал
3) клАла
4) фарфОр
4. В каком слове пропущена непроверяемая безударная гласная корня?
1) зап...реть (дверь)
2) г...ризонт
3) ш...пот
4) заг...релый
5. В каком(-их) слове(-ах) на конце не пишется Ь (мягкий знак)?
A) читает...
Б) товарищ.
B) колюч...
Г) помощ...
1) А и Г
2) Б
3) Б и В
4) В и Г
6. В каких словах пропущена одна и та же буква?
A) пр...читать
Б) д...верчивый
B) з...облачный
Г) в...згордиться
1) А и Б
2) А, Б и В
3) А, Б, В, Г
4) А, Б и Г
Прочитайте текст. Выполните задания 7—14
(1)Слово — дело великое! (2)Слово соединяет людей, слово может и разъединить их. (3)Слово может служить любви, слово же может служить вражде и ненависти.
(4)Единственное средство умственного общения людей есть слово. (5)Для того чтобы общение было возможно, мы должны употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия. (6)Если же мы будем употреблять слова как попало и под словами разуметь что нам вздумается, то лучше уж не говорить, а показывать всё знаками...
(По Л.Н. Толстому)
7. Какое заглавие наиболее точно отражает тему текста?
1) Слово в общении
2) Великое дело
3) Общение
4) Слово и дело
8. Какое предложение помогает понять основную мысль текста?
1) 1
2) 3
3) 4
4) 5
Часть 2
9. Из предложения 6 выпишите глагол, состоящий из корня, суффикса и окончания.
10. Из предложения 3 выпишите антонимы.
11. Какое предложение соответствует характеристике: повествовательное, восклицательное, простое. Укажите его номер.
12. Сколько грамматических основ в предложении 2? Напишите соответствующую цифру.
13. В каком предложении второго абзаца запятые разделяют однородные члены? Укажите номер этого предложения.
Часть 3
14. Как вы понимаете предложение 1 текста? Напишите небольшой (3-4 предложения) текст-рассуждение, опирайтесь на примеры из прочитанного текста.
ВАРИАНТ 3
Часть 1
1. Какое утверждение является ошибочным?
1) Глухие согласные звуки могут озвончаться.
2) Основа слова является одной из морфем.
3) Предлог — служебная часть речи.
4) Части сложного предложения могут связываться с помощью союзов.
2. В каком слове все согласные звуки мягкие?
1) земля
2) тишь
3) только
4) песня
3. В каком слове допущена ошибка: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) сИлос
2) каучУк
3) полОжить
4) шофЁр
4. В каком слове пропущена чередующаяся безударная гласная корня?
1) заж...гать
2) в...сёлый
3) ж...лудь
4) в...гон
5. В каком(-их) слове(-ах) на конце пишется Ь (мягкий знак)?
А) мододёж...
Б) крепыш...
В) сбереч...
Г) тягуч...
1) А и Б
2) только А
3) В и Г
4) А и В
6. В каких словах пропущена одна и та же буква?
A) на...пись
Б) о...тащить
B) по...держать
Г) пре...чувствие
1) во всех словах
2) А и В
3) А, В и Г
4) А, Б и Г
Прочитайте текст. Выполните задания 7—14
(1)3емлю населяют разные живые существа, но только человек обладает бесценным даром слова. (2)От колыбели до глубокой старости мы пользуемся речью. (3)Ребёнок учится понимать и произносить слова значительно раньше, чем ходить, и с речью не расстаётся на протяжении всей жизни.
(4)Для человека слово стало чем-то привычным, обыденным. (5)Мы подчас не задумываемся над тем, каким бесценным богатством мы владеем. (6)Мы говорим, складываем слова в предложения, а наш собеседник слушает, понимает значения слов, “расшифровывает” наши мысли и чувства и отвечает на них словом и делом.
(По В. А. Ивановой)
7. Какое заглавие наиболее точно отражает тему текста?
1) Бесценный дар слова
2) Собеседники
3) Общение
4) Человек и его речь
8. Какое предложение помогает понять основную мысль текста?
1) 1
2) 2
3) 4
4) 6
Часть 2
9. Из предложения 1 выпишите имя прилагательное, состоящее из приставки, корня, суффикса и окончания.
10. В каком предложении второго абзаца есть слова-синонимы? Укажите номер этого предложения.
11. Какое предложение второго абзаца соответствует характеристике: повествовательное, невосклицательное, простое с однородными членами. Укажите его номер.
12. Сколько грамматических основ в предложении 6? Напишите соответствующую цифру.
13. В каком предложении первого абзаца запятая разделяет части сложного предложения? Укажите его номер.
Часть 3
14. Как вы понимаете предложение 5 текста? Напишите небольшой (3-4 предложения) текст-рассуждение, опирайтесь на примеры из прочитанного текста.
ВАРИАНТ 4
Часть 1
1. Какое утверждение является ошибочным?
1) Не все согласные звуки образуют пары по звонкости и глухости.
2) Окончание не входит в состав основы слова.
3) Союз является самостоятельной частью речи.
4) В простом предложении одна грамматическая основа.
2. В каком слове все согласные звуки твёрдые?
1) лесной
2) машина
3) язык
4) низко
3. В каком случае допущена ошибка: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) свЁкла
2) партЕр
3) будьте добрЫ
4) облЕгчит
4. В каком слове пропущена проверяемая безударная гласная корня?
1) ш...пот
2) б...лкон
3) выт...щить
4) р...стительный
5. Какое(-ие) слово(-а) нужно писать с разделительным Ь (мягким знаком)?
A) бол...шой
Б) кинос...ёмка
B) суч...я
Г) лис...я (нора)
1) А и Г
2) Б
3) Б и В
4) В и Г
6. В каких словах пропущена одна и та же буква?
A) бе...вестный
Б) ра...жечь
B) и...пугать
Г) во...глас
1) А и Г
2) А, Б, Г
3) В и Г
4) Б, В, Г
Прочитайте текст. Выполните задания 7—14
(1)Человек — создатель и носитель языка. (2)На протяжении многих веков язык служит для него средством общения, то есть коммуникации.
(3)Человек живёт в природе и в обществе. (4)Он действует, мыслит, познаёт, испытывает разные чувства к другим людям и вступает с ними в те или иные отношения. (5)Он воспринимает явления природы, он воздействует на окружающие его предметы, он сам создаёт предметы. (6)Вся жизнь человека в мире отражается в языке и становится содержанием общения.
(7)Человек, таким образом, центральная фигура языка и как лицо говорящее и как главное действующее лицо мира, о котором он говорит.
(По Г. А. Золотовой)
7. Какое заглавие наиболее точно отражает тему текста?
1) Язык народа
2) Человек и его язык
3) Выражение мысли
4) Общение
8. Какое предложение помогает понять основную мысль текста?
1) 2
2) 3
3) 5
4) 7
Часть 2
9. Из предложения 4 выпишите имя прилагательное, состоящее из корня, суффикса и окончания.
10. Из предложений первого абзаца выпишите слова-синонимы.
11. Какое предложение соответствует характеристике: повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из трёх частей. Укажите его номер.
12. Выпишите грамматическую основу из предложения 1.
13. В каком предложении второго абзаца запятая разделяет однородные члены? Укажите его номер.
Часть 3
14. Как вы понимаете последнее предложение текста? Напишите небольшой (3-4 предложения) текст-рассуждение, опирайтесь на примеры из прочитанного текста.