Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Приставка - МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: уточнить понятие о приставке как значимой части слова; показать роль приставок в образовании слов; учить выделять приставки, определять их значения; развивать мотивацию к аналитической деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выделять приставки в словах; образовывать слова с помощью приставок; определять значения приставок; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1. Упр. 413 — обсуждение заглавий, ответы на вопросы (в это время ученик на доске выполняет синтаксический разбор).
Варианты заглавий: “Незнакомая комната”, “Комната малышки”. (Ответ. Пятое предложение связывает с четвертым местоимение (столик — на нем).)
2. Задание из рабочей тетради.
3. Обсуждение рисунков учеников.
III. Работа по теме урока
1. Самостоятельные наблюдения (§ 77, с. 20-21).
Дополнительный вопрос
— С помощью каких еще приставок можно образовать слова от данных глаголов?
(Пере-, в- (вы-), за-, о- (об-), на-, по-, под-, от-.)
Вывод. Приставка — значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.
2. Работа по учебнику.
1) Упр. 415 — комментированное письмо.
2) Упр. 416 — самостоятельная работа, обсуждение вопросов (синтаксический и морфологический разбор - у доски три человека).
3) Упр. 417 — выполнение заданий (самостоятельная работа).
IV. Закрепление изученного материала
1. Объяснительный диктант.
Запишите под диктовку пословицы, отметьте приставки. Подчеркните антонимы.
• Обожжешься на молоке — дуешь на воду.
• К собаке сзади подходи, к лошади — спереди.
• За чем пойдешь, то и найдешь.
• Не бывать бы счастью, да несчастье помогло.
2. Словарная работа.
Запишите слова, помещенные в рамках на с. 21, 22, в тетрадь-словарик; образуйте от первого слова с приставкой, от второго — с суффиксом: грамотный, паркет.
(Безграмотный, неграмотный, полуграмотный, паркетный.)
3. Тестовое задание.
В каком слове нет приставки под-?
1) подвиг;
2) подпол;
3) подъезд;
4) подлунный.
V. Занимательная лингвистика
Распределите слова на 4 группы:
а) с приставкой подо-;
б) с приставкой под-;
в) с приставкой по-;
г) без приставки.
Подозревать, подосиновик, подоходный, подовый, подобреть, подобрать, подолбить, пододвинуть, подоконник, подошва, подолгу, подождать, подорожник.
(Ответ, а) Подозревать, подобрать, пододвинуть, подошва, подождать; б) подосиновик, подоконник; в) подоходный, подобреть, подолгу, подолбить, подорожник; г) подовый.)
VI. Подведение итогов
— Какие значения придают приставки словам?
Домашнее задание
1. § 77.
2. Упр. 419.
3. Рабочая тетрадь: прочитать об исключении как способе сокращения текста (с. 32), задание 57 (с. 33).