Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Суффикс - МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: развить понятие о суффиксе как значимой части слова; показать роль суффикса в образовании слов; учить выделять суффиксы, определять их значения; развивать мотивацию к аналитической деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выделять суффиксы в словах; определять значения суффиксов; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1. Чтение и обсуждение сочинений-рассуждений.
2. Словарная работа.
Слово воскресенье происходит от глагола воскреснуть и связано с воскресением Иисуса Христа (праздник Пасхи, или Воскресения, приходится на воскресный день). После принятия Русью христианства воскресеньем назывался только один день года — день начала празднования Пасхи. В значении дня недели слово “воскресенье” начали употреблять только в XVI в. в память о воскресении Христа.
Слово суббота происходит от древнееврейского слова “саббат” (шабаш), что означает “отдых, покой”.
3. Задания из рабочей тетради.
III. Работа по теме урока
1. Проведите самостоятельные наблюдения (§ 76, с. 16—17) и сделайте вывод.
Вывод. С помощью суффиксов образуются слова различных частей речи.
2. Упр. 403 — выполнение задания (устно).
Скорее всего, требует пояснения существительное рыбник. Заглянем в толковые словари. Оказывается, у этого слова много значений: 1) специалист по рыболовству, рыбоводству, работник рыбного промысла; 2) владелец рыболовных промыслов или рыбопромышленных предприятий; 3) торговец рыбой, продавец рыбы; 4) рыбный пирог. А еще это географическое название, топоним: на юге Польши есть город Рыбник, но там занимаются вовсе не промыслом рыбы, а угледобычей и машиностроением.
(Можно заранее дать задание ученику подготовить сообщение о значении слова рыбник.)
3. Упр. 404, 405 - комментированное письмо.
4. Упр. 406,407 - самостоятельная работа с последующей проверкой.
5. Упр. 408,409 - выполнение заданий (на доске и в тетрадях).
6. Составление таблицы значений суффиксов существительных.
(Примеры обсуждаются в классе.)
Суффикс |
Примеры |
|
1. Профессии, род занятий |
||
-ист- |
Гармонист, машинист, таксист |
|
-ник- |
Ученик, подводник, проводник |
|
-чик- |
Летчик, наладчик, приказчик (историзм) |
|
-щик- |
Настройщик, дальнобойщик |
|
-тель- |
Строитель, учитель, водитель |
|
-ач- |
Ткач, врач (исторический суффикс), трубач |
|
2. Названия жителей населенных мест |
||
-ец- |
Петербуржец, уралец, украинец |
|
-ич- |
Москвич, томич |
|
-як- |
Пермяк, сибиряк |
|
3. Уменьшительно-ласкательные суффиксы |
||
-ик- |
Ключик, гвоздик |
|
-ек- |
Замочек, цветочек |
|
-ок- |
Дружок, снежок |
|
-к- |
Куколка, дверка |
|
-ник- |
Мальчик, пальчик |
|
-очк- (-ечк-) |
Полочка, книжечка |
|
-еньк- |
Доченька, Настенька |
|
(Можно предложить продолжить заполнение таблицы дома, с другими суффиксами. Если не хватит времени на уроке, данную работу можно дать на дом.)
7. Словарная работа.
Запишите слова, помещенные в рамке на с. 17, в тетрадь-словарик; образуйте от них слова с суффиксами: пианино, гитара.
IV. Занимательная лингвистика
Мы знаем, как называть жителей нашего родного города, но не всегда можем правильно назвать жителей некоторых городов нашей страны.
— Как мы назовем тех, кто живет в Воронеже, Смоленске, Архангельске, Орле, Туле, Курске, Тамбове, Владивостоке, Костроме, Братске, Ростове, Мурманске? (Воронежец (-ка, -цы), смоляне (смолянин, смолянка), архангельцы и архангелогородцы, орловец, туляк, курянин, тамбовец, владивостокцы, костромичи, братчане, ростовцы и ростовчане, мурманцы и мурманчане.)
V. Подведение итогов
— Какова роль суффикса в русском языке?
Домашнее задание
1. § 76.
2. Упр. 410.
3. Рабочая тетрадь: задание 103 (с. 54).