Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Правописание проверяемых согласных в корне слова - ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ
Цели: закрепить умения сопоставлять фонетический облик слова с его написанием, обнаруживать орфограммы - согласные в корнях слов; развивать навыки фонетического разбора и разбора слова по составу, навыки работы с орфографическим и толковым словарями, мотивацию к аналитической деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять орфограммы в корнях слов; узнают алгоритм проверки; научатся применять правила; пользоваться орфографическим словарем; выбирать языковые средства для высказывания своих мыслей; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1. Работа по карточкам, подготовленным дома.
(Ученики обмениваются карточками, вставляют пропущенные гласные; далее - взаимопроверка.)
2. Чтение предложений со словами на непроверяемые гласные в корне, запись лучших предложений на доске и в тетрадях.
III. Работа по теме урока
1. Беседа.
Мы повторили правописание проверяемых и не проверяемых ударением гласных в корне слова. Сегодня поговорим о согласных, вспомним “точки” применения орфографических правил.
— Можно ли проверить согласные в корнях слов и, если можно, как это сделать?
— Какие звуки и буквы называются согласными?
— По каким признакам делятся согласные на группы?
— Назовите парные согласные по глухости/звонкости.
— Какие согласные всегда глухие?
Комментарий
Напомним, что все глухие согласные заключены в коротком шуточном диалоге:
— Степка, хочешь щец?
— Фу!
— Какие согласные всегда звонкие? (Й, л, м, н, р.)
— Какие согласные всегда твердые? (Ж, ц, ш.)
— Какие согласные всегда мягкие? (Й, ч, щ.)
2. Фонетический разбор.
Про́сьба — 1 слога.
п — [п] — согласн., глух., тв.
р — [р] — согласн., зв., тв.
о — [о́] — гласн., ударн,
с — [з’] — согласн., зв., мягк.
ь — [—]
б — [б] — согласн., зв., тв.
а — [а] — гласн., безударн.
7 букв, 6 звуков.
— Почему на месте буквы “с” слышится звук [з’]? (Звук приобретает звонкость благодаря следующему за ним звонкому звуку [б].)
— Назовите “точку” применения орфографического правила в слове просьба. (Это буква “с”. Проверяем: просить, проситель.)
— Какой способ проверки мы применили? (Подбор однокоренных слов.)
— Какой еще способ проверки вы знаете? Подходит ли он для данного слова? (Примерный ответ. Изменение слова. Этот способ не подходит в нашем случае, так как во всех формах слова просьба сохраняется соседство букв “с” и “б”.)
IV. Закрепление изученного материала
1. Прочитайте теоретические сведения, проведите самостоятельные наблюдения (с. 22—23) и сделайте вывод.
Вывод. Непарные согласные л, м, н, р, хотя и являются звонкими, не влияют на качество предыдущего согласного звука, поэтому подходят для проверки. Сравним: возьми и восьми. И звонкий [з], и глухой [с] сохраняют свое качество перед [м].
2. Упр. 40 — комментированное письмо.
3. Упр. 43 (устно 2—3 слова, далее ученики работают самостоятельно).
4. Словарная работа.
Запишите слова, помещенные в рамке на с. 23, в тетрадь-словарик; придумайте словосочетания с этими словами; проясните с помощью толкового словаря значение слов косьба, молотьба (большинство детей вряд ли знакомы с ними).
V. Подведение итогов
Ответим на вопрос, заданный в начале урока: “Можно ли проверить согласные в корнях слов и, если можно, как это сделать?”
Домашнее задание
1. § 9.
2. Упр. 41,42.
3. Рабочая тетрадь: задания 7 (с. 6), 10-12 (с. 8-9).