Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Развитие речи. Изложение - ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: развивать навыки составления плана текста, устного и письменного изложения текста; формировать интерес к самостоятельной творческой деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять тему текста; выделять главную мысль текста, микротемы; составлять план; строить речевые высказывания; подробно излагать текст с изменением лица рассказчика; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1. Упр. 372 — взаимопроверка.
2. Задания из рабочей тетради.
III. Работа по теме урока
1. Беседа.
Изложение — знакомый для вас вид работы. Вы уже писали сжатые и развернутые изложения повествовательного характера, составляли план. Трудность изложения текста К.Г. Паустовского “Первый снег” в том, что излагать его надо будет подробно, от третьего лица.
Примечание. В слабых классах можно писать изложение от первого лица.
2. Упр. 375 — выразительное чтение текста.
3. Обсуждение вопросов к тексту.
Комментарий
Слова, употребленные в переносном значении: умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад; одинокая луна; земля была нарядная (олицетворения); стеклянный дождь (метафора).
Употребление слов в переносном значении (олицетворений, метафор) — признак художественного стиля.
— Какие еще выразительно-изобразительные средства языка вы заметили в тексте? (Примерный ответ. Эпитеты: странное ощущение, необыкновенная тишина, мертвая тишина, безмолвно, на головокружительной высоте, одинокая луна, застенчивая невеста. Сравнения: снег все сыпался, как стеклянный дождь; земля... похожая на застенчивую невесту.)
— Какую роль играют в тексте повторы: умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад? (Эти повторы подчеркивают внезапно наступившую мертвую тишину.)
— К какому типу речи относится текст? (Повествование и описание.)
— Какие картины возникают перед вами во время чтения текста?
— Какую музыку вы бы выбрали, если бы вам пришлось экранизировать этот текст? А может, музыка будет лишней?
4. Обсуждение плана.
План
1) “Странное ощущение” (“Необыкновенная тишина”, “Мертвая тишина”).
2) “Все было снежно и безмолвно” (“А снег все сыпался”),
3) “Первый снег очень к лицу земле”.
4) “Земля была нарядная”.
5. Устное изложение по плану.
6. Написание изложения.
Домашнее задание
1. § 64—69.
2. Контрольные вопросы и задания (с. 167).
3. Упр. 374 — подготовка сообщений о словарях (работа по группам: 1 — словари омонимов; 2— словари синонимов; 3 — словари антонимов).
4. Рабочая тетрадь: задания 89, 92, 94 (с. 49-51).