Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Фонетический разбор слова - ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цель: развивать навыки фонетического разбора, орфоэпические навыки, навыки работы с тестами, мотивацию к исследовательской деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся анализировать звуковой состав слова; понимать связь фонетики и орфографии; соблюдать языковые нормы; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Тестовые задания.
1. Отметьте слово, в котором ударение падает на второй слог.
1) торты;
2) досуг;
3) магазин;
4) километр.
2. В каком слове ударение падает на первый слог?
1) свекла;
2) квартал;
3) начать;
4) столяр.
3. Отметьте слово, в котором выделен согласный мягкий звук.
1) кашНе;
2) парТер;
3) библиоТека;
4) каФе.
4. В каком слове произносится [д]?
1) деталь;
2) модель;
3) падеж;
4) академия.
5. Укажите слово, в котором нет мягких согласных звуков.
1) свитер;
2) яма;
3) антенна;
4) плащ.
2. Проверка домашнего задания.
1) Рассказ о двойной роли букв е, ё, ю, я.
2) Упр. 319 — самопроверка по таблице на доске.
Пронзноснте [шн] и [шт] |
Правильно ставьте ударение |
Произносите перед е мягкий согласный |
Произносите перед е твердый согласный |
конечно скучно скворечница прачечная что что-то скучный |
алфавит документ досуг километр столяр портфель |
фанера рельс тема текст академик |
кашне теннис модель ателье шоссе фонетика модельный |
3) Задания из рабочей тетради.
III. Работа по теме урока
1. Порядок фонетического разбора.
Примечание
Порядок фонетического разбора знаком ученикам. Уточним лишь деление согласных (сонорные входят в число звонких звуков, но все же правильнее при разборе называть их сонорными) и познакомимся с материалом § 63 (с. 146), потренируемся в устном и письменном разборе.
2. Практическая работа.
Упр. 320 — фонетический разбор слов: грозу и гром — устно, остальные — письменно (на доске и в тетрадях).
Дополнительный вопрос
Как создается образ весенней грозы? (Создать образ грозы помогает звукопись (аллитерации на “р”) в словах грозу, первый, гром, резвяся, играя, грохочет).
IV. Занимательная лингвистика
Запишите загадку-шутку и отгадайте ее.
Я — в озерах и прудах, а в воде меня нет. Я — в арбузах и огурцах, а в тыкве меня нет.
(Звук [р].)
V. Подведение итогов
— Как связаны фонетика и орфография?
— Какое значение имеет знание фонетики при чтении художественных текстов?
Домашнее задание
1. § 50—63 (подготовиться к контрольной работе).
2. Контрольные вопросы и задания (с. 147).
3. Упр. 321.
4. Упр. 322 - подготовка к диктанту.
5. Рабочая тетрадь: задания 75—77 (с. 42-43).