Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Прямая речь - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: развить понятие о предложениях с прямой речью; научить определять прямую речь и слова автора; отрабатывать навыки расстановки знаков препинания при прямой речи; развивать навыки выразительного чтения, речевого этикета, мотивацию к познавательной и творческой деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять на слух предложения с прямой речью; различать прямую речь и слова автора; составлять схемы предложений с прямой речью; читать предложения с прямой речью с правильной интонацией; правильно ставить знаки препинания при прямой речи; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Анализ контрольных работ
III. Работа по теме урока
1. Беседа.
В своей речи мы довольно часто используем чьи-либо слова, а также встречаем в текстах произведений слова, принадлежащие какому-нибудь литературному герою. Дома вы самостоятельно изучили теоретический материал учебника (§ 48). Теперь поиграем в школу. Представьте, что перед вами ребята помладше, те, кто учится в начальной школе. Попробуйте рассказать им о предложениях с прямой речью так, чтобы они поняли.
(Объяснения учеников.)
А сейчас узнаем, как усвоили материал ваши ученики - младшие школьники. Задайте им вопросы.
— Как называется прямая передача чьих-либо слов, дословное высказывание? (Прямая речь.)
— Какими (чьими) словами сопровождается прямая речь? (Это слова автора.)
— Каково место слов автора в предложении с прямой речью? (Слова автора могут стоять и до, и после прямой речи.)
Приведем примеры, запишем их на доске и в тетрадях; составим схемы предложений:
Позвал однажды царь сыновей своих и говорит им: “Дети мои милые! Пора вам о невестах подумать!”
“За кого же нам, батюшка, посвататься?” — отвечают сыновья.
Обратим внимание на то, что в прямой речи часто встречаются обращения.
— Как оформляется прямая речь, какие знаки препинания нужны в предложениях с прямой речью?
2. Упр. 245 — выразительное чтение, работа над интонацией.
Комментарий
Отметим, что прямая речь может содержать предложения с разной интонацией — восклицательные и невосклицательные; предложения, разные по цели высказывания: повествовательные, побудительные, вопросительные. Вопросительный и восклицательный знаки ставятся внутри кавычек. Точка перед закрывающимися кавычками не ставится, если предложение повествовательное или побудительное невосклицательное, после кавычек ставят запятую.
В текстах книг знаки препинания при прямой речи чаще всего ставятся по-другому, обратите на это внимание.
IV. Закрепление изученного материала
1. Упр. 246 — выразительное чтение, обсуждение заданий.
Дополнительное задание. Определите виды предложений с прямой речью по цели высказывания и по интонации.
2. Упр. 248 — устный разбор, выборочное выполнение по вариантам.
Комментарий
Выделим глаголы “говорения” в упражнении, отметим их разнообразие и выразительность: спросил, воскликнул, сообщил, возразил, удивилась, скомандовал. Сравним, как выглядели бы предложения, если бы в каждом случае мы употребляли только глагол “сказал”.
3. Упр. 249 — устный разбор, письменное выполнение первых двух предложений на доске и в тетрадях.
V. Работа по речевому этикету
Упр. 250 - чтение, обсуждение задания, составление предложений с прямой речью с использованием формул этикета.
VI. Подведение итогов
— Что такое прямая речь?
— В каких случаях употребляют прямую речь?
— Как могут располагаться в предложении прямая речь и слова автора?
— Как ставятся знаки препинания в предложениях с прямой речью перед словами автора? после слов автора?
— Что нового вы узнали о предложениях с прямой речью по сравнению с изученным в начальной школе?
Домашнее задание
1. § 48.
2. Упр. 247.
3. Упр. 249 (предложения 2-7).
4. Работа над ошибками.
5. Рабочая тетрадь: задание 59 (с. 34).