Прямая речь - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Прямая речь - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: развить понятие о предложениях с прямой речью; научить определять прямую речь и слова автора; отрабатывать навыки расстановки знаков препинания при прямой речи; развивать навыки выразительного чтения, речевого этикета, мотивацию к познавательной и творческой деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять на слух предложения с прямой речью; различать прямую речь и слова автора; составлять схемы предложений с прямой речью; читать предложения с прямой речью с правильной интонацией; правильно ставить знаки препинания при прямой речи; объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Анализ контрольных работ

III. Работа по теме урока

1. Беседа.

В своей речи мы довольно часто используем чьи-либо слова, а также встречаем в текстах произведений слова, принадлежащие какому-нибудь литературному герою. Дома вы самостоятельно изучили теоретический материал учебника (§ 48). Теперь поиграем в школу. Представьте, что перед вами ребята помладше, те, кто учится в начальной школе. Попробуйте рассказать им о предложениях с прямой речью так, чтобы они поняли.

(Объяснения учеников.)

А сейчас узнаем, как усвоили материал ваши ученики - младшие школьники. Задайте им вопросы.

— Как называется прямая передача чьих-либо слов, дословное высказывание? (Прямая речь.)

— Какими (чьими) словами сопровождается прямая речь? (Это слова автора.)

— Каково место слов автора в предложении с прямой речью? (Слова автора могут стоять и до, и после прямой речи.)

Приведем примеры, запишем их на доске и в тетрадях; составим схемы предложений:

Позвал однажды царь сыновей своих и говорит им: “Дети мои милые! Пора вам о невестах подумать!”

“За кого же нам, батюшка, посвататься?” — отвечают сыновья.

Обратим внимание на то, что в прямой речи часто встречаются обращения.

— Как оформляется прямая речь, какие знаки препинания нужны в предложениях с прямой речью?

2. Упр. 245 — выразительное чтение, работа над интонацией.

Комментарий

Отметим, что прямая речь может содержать предложения с разной интонацией — восклицательные и невосклицательные; предложения, разные по цели высказывания: повествовательные, побудительные, вопросительные. Вопросительный и восклицательный знаки ставятся внутри кавычек. Точка перед закрывающимися кавычками не ставится, если предложение повествовательное или побудительное невосклицательное, после кавычек ставят запятую.

В текстах книг знаки препинания при прямой речи чаще всего ставятся по-другому, обратите на это внимание.

IV. Закрепление изученного материала

1. Упр. 246 — выразительное чтение, обсуждение заданий.

Дополнительное задание. Определите виды предложений с прямой речью по цели высказывания и по интонации.

2. Упр. 248 — устный разбор, выборочное выполнение по вариантам.

Комментарий

Выделим глаголы “говорения” в упражнении, отметим их разнообразие и выразительность: спросил, воскликнул, сообщил, возразил, удивилась, скомандовал. Сравним, как выглядели бы предложения, если бы в каждом случае мы употребляли только глагол “сказал”.

3. Упр. 249 — устный разбор, письменное выполнение первых двух предложений на доске и в тетрадях.

V. Работа по речевому этикету

Упр. 250 - чтение, обсуждение задания, составление предложений с прямой речью с использованием формул этикета.

VI. Подведение итогов

— Что такое прямая речь?

— В каких случаях употребляют прямую речь?

— Как могут располагаться в предложении прямая речь и слова автора?

— Как ставятся знаки препинания в предложениях с прямой речью перед словами автора? после слов автора?

— Что нового вы узнали о предложениях с прямой речью по сравнению с изученным в начальной школе?

Домашнее задание

1. § 48.

2. Упр. 247.

3. Упр. 249 (предложения 2-7).

4. Работа над ошибками.

5. Рабочая тетрадь: задание 59 (с. 34).






Для любых предложений по сайту: [email protected]