Знаки препинания в предложениях с однородными членами - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Знаки препинания в предложениях с однородными членами - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: показать условия постановки запятой при однородных членах; развивать пунктуационные навыки, навыки самостоятельной работы, работы с тестами, мотивацию к познавательной деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать предложения с однородными членами и сложные предложения; узнают способы выражения однородных членов; научатся объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Словарный диктант.

Посетить хоккейный матч, изредка выглядывает солнце, устная речь, бережно обращаться, исчезнуть вдали, решение задач, услышит издалека, низкий барьер, посвятить стихотворение, смотреть вверх, футбольный мяч, долина роз, устный рассказ, повернуть налево, объезжать окрестности, вскоре почувствовать, идти вдвоем, стремиться вперед, выглянуть из-за туч, играем в баскетбол, синтаксическая ошибка, обратиться с просьбой, измеряем объем, тяжелый рюкзак, молодые спортсмены, восклицательная интонация, внимательно работать на компьютере, прыгает с парашютом, чудесный салют, доноситься отовсюду, отвезти на машине, прелестный образ, речной вокзал.

2. Проверка домашнего задания.

1) Упр. 200 - обсуждение вопросов, взаимопроверка.

Вывод. Между однородными членами предложения, связанными только интонацией перечисления, ставится запятая.

2) Задание из рабочей тетради.

III. Самоопределение к деятельности

— Чем еще, кроме интонации перечисления, могут быть связаны однородные члены? (Союзами.)

— Нужны ли запятые, если между однородными членами есть союзы?

IV. Работа по теме урока

— Проведите самостоятельные наблюдения (§ 41, с. 94) и сделайте вывод; проверьте его, прочитав правило на с. 94.

Комментарий

В учебнике приведены примеры с однородными сказуемыми. Необходимо показать, что возможны случаи постановки запятой и с однородными членами, выраженными другими частями речи.

1. Безоблачное небо и лучи восходящего солнца предвещали хороший день. (Однородные подлежащие.)

2. Теплое, ласковое море привлекает множество туристов. (Однородные определения.)

3. С утра надо успеть покормить кошку и собаку. (Однородные дополнения.)

4. В субботу и воскресенье пройдут дожди. (Однородные обстоятельства.)

— Прочитайте предложения и сделайте вывод о роли союзов а, но в предложениях.

Тополь не высокий, а низкий. В воскресенье мы не отдыхали, а работали. Это не твоя, а моя вина. Дом невелик, а лежать не велит. Лето на Севере короткое, но яркое. Корюшка — рыбка небольшая, но вкусная.

Вывод. Союзы а, но характерны для предложений с противопоставлением.

V. Закрепление изученного материала

1. Упр. 203 — выполнение задания (устно).

2. Упр. 204 — обсуждение заданий (письменно).

3. Упр. 205 — комментированное письмо.

4. Упр. 206 — выразительное чтение, самостоятельная работа.

5. Тестовое задание.

В каком предложении есть однородные дополнения?

1) Народная сказка всегда рассказывалась, а не читалась.

2) Мальчик охотно и умело решал трудные математические задачи.

3) Молодец хорош да пригож.

4) Сказочники были окружены вниманием, уважением, любовью.

VI. Подведение итогов

— Какова функция запятой между однородными членами? (Этот знак разделяет однородные члены.)

— Каковы условия постановки запятой при бессоюзии? при союзной связи? (Перечислительная интонация; союз.)

— При каких союзах ставится запятая между однородными членами? (А, но.)

Домашнее задание

1. § 41.

2. Упр. 207, 208.

3. Рабочая тетрадь: задания 43, 44 (с. 24).






Для любых предложений по сайту: [email protected]