Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Имя существительное - ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ
Цели: закрепить знания об имени существительном как части речи; обратить внимание на орфограммы, характерные для существительных; прививать навык работы с тестами; формировать навыки лингвистического анализа; развивать мотивацию к обучению.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять имя существительное по его морфологическим признакам; склонение и падеж существительного; узнают падежные окончания; научатся применять правило написания ь на конце существительных 3-го склонения.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Анализ выполнения проверочной работы
III. Актуализация знаний
Проверка домашней работы.
— Вспомните, что за часть речи имя существительное. Каковы признаки этой части речи?
— Каковы результаты ваших самостоятельных наблюдений (с. 45)?
IV. Самоопределение к деятельности
Нас окружают предметы, каждый из которых имеет свое название. Мы называем понятия, которые нельзя увидеть, потрогать, а можно лишь ощутить с помощью чувств: запах, аромат, мягкость, холод, тепло, пение и т. д. Это тоже имена существительные.
Имена существительные называют и то, что, может быть, неуловимо для чувств: совесть, здоровье, время, мысль и т. д.
В языке постоянно появляются новые понятия, которые требуют названий: компьютер, дисковод, блендер, интернет-магазин.
Все это многообразие существительных складывается в систему. Мы попытаемся разобраться в этой системе.
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику.
1) Упр. 93 — определение рода и числа существительных (проверка домашнего задания).
2) Упр. 94 — определение падежа имен существительных (устно).
3) Упр. 95 — комментированное письмо.
4) Упр. 96 — определение склонения существительных; работа с таблицей (на доске и в тетрадях, заполнить примерами).
5) Упр. 97 — комментированное письмо.
— В чем особенность правописания существительных 3-го склонения? Проверяем ответ, читая правило на с. 47.
6) Упр. 98 — комментированное письмо.
7) Упр. 99 — падежные окончания существительных (анализ содержания таблицы).
У существительных мужского, женского и среднего рода разные падежные окончания. Чтобы правильно написать окончание, надо определить склонение и падеж существительного.
Только три падежа включены в таблицу потому, что сомнений в написании окончаний в остальных падежах (именительном, винительном и творительном) нет.
2. Тестовые задания.
1. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) по дорожк.., куст сирен..;
2) на карава.., на пристан..;
3) об олен.., в электричк..;
4) о глухоман.., в ине...
2. В каком слове на конце пишется ь?
1) плющ..;
2) роскош..;
3) камыш..;
4) стая туч...
VI. Подведение итогов
— Что объединяет все имена существительные?
— Какие правила правописания существительных мы повторили?
Домашнее задание
1. § 20.
2. Упр. 100.
3. Работа над ошибками в проверочной работе.