Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Буквы е - и в корнях с чередованием - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: показать закономерность чередования е — и в корнях слов; развивать навыки рассуждения, мотивацию к познавательной деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правило правописания е — и в корнях с чередованием; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
Упр. 644 — беседа по вопросам, определение вида глаголов; связный рассказ по рисункам.
III. Тест по теме “Глагол”
Тест 26 (по вариантам): см. КИМы.
IV. Самоопределение к деятельности
— О каких чередованиях звуков и букв вы знаете? (Примерный ответ. Беглые гласные о и е; чередование о и а в корнях: ломать — отламывать; корни –лаг- — -лож-, -рост- (-ращ-) — -рос-; полногласие/неполногласие в корнях (оло —ла, оро — ра, ере — ре); чередование согласных в корнях слов: друг - друзья — дружба; з и с на конце приставок.)
А теперь попробуйте сформулировать еще одно правило, которое касается чередования гласных е — и в корнях слов.
V. Работа по теме урока
1. Самостоятельные наблюдения (§ 112, с. 112) и чтение правила, подтверждающего вывод.
2. Запись корней с чередованием и примеров в тетрадях.
3. Запись под диктовку пословиц, объяснение их смысла, объяснение орфограмм, определение вида глаголов. (Выполняется на доске и в тетрадях.)
• Лето собирает, а зима проедает.
• Мягко стелет, да жестко спать.
— Подумайте, только ли в глаголах происходит такое чередование.
VI. Закрепление изученного материала
1. Упр. 646 — комментированное письмо.
2. Упр. 647 — ответ на вопрос, самостоятельное выполнение.
3. Упр. 648 — ответ на вопрос, самостоятельное выполнение.
Комментарий
Слова с чередующимися безударными гласными в корне: блестят, запирает, соберутся, растет, выросли, продирает.
В переносном значении употреблены глаголы приходит (зима), запирает.
Дополнительное задание. Найдите слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением. (Хорошо, окошки, вечером, зима, посмотри, носок, прочищает, глазок.)
VII. Подведение итогов
— В корнях какой части речи мы наблюдали чередование гласных е — и? (В глаголах.)
— Подумайте, только ли в глаголах действует изученное правило. (Примерный ответ. Не только в глаголах, но и в отглагольных существительных и прилагательных: выжигание, избиратель, замирание, блистательный, избирательный, зажигательный и т. д. Во всех этих словах суффйкс -а-, а значит, в корне и.)
Домашнее задание
1. § 112.
2. Упр. 649.
3. Рабочая тетрадь: задание 143 (с. 74).