Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Правописание -тся и –ться в глаголах - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: закрепить навыки правописания неопределенной и личной форм глагола; показать условия выбора написания -тся и -ться в глаголах; учить различать сходные по звучанию личные и начальные формы глагола; развивать мотивацию к познавательной деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правило правописания неопределенной и личных форм глагола; различать сходные по звучанию личные и начальные формы глагола; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания.
Задание из рабочей тетради.
2. Объяснительный диктант.
1) Подберите к данным существительным однокоренные глаголы, запишите их, поставив в неопределенную форму; добавьте там, где возможно, суффикс -ся.
Таяние, сторож, удивление, раскаяние, тайна, сожаление, блеяние, умывание, чаяние, везение, жжение, сбережение, сеяние.
(Таять, стеречь (сторожить), удивляться, раскаяться, таиться, сожалеть, блеять, умываться, чаять, везти, жечь, сберечь, сеяться.)
2) Запишите предложение, объясните орфограммы, объясните смысл пословицы.
Сколько веревочке ни виться, а кончику быть.
III. Работа по теме урока
1. Беседа.
О теме нашего урока мы на самом деле уже начали говорить. В только что разобранном предложении есть глагол виться. Кстати, обратим внимание на суффикс -ся, единственный из суффиксов, который находится после окончания.
— В какой форме стоит глагол? Как мы узнали, что надо писать ь? (В неопределенной форме. По вопросу: что делать?)
Есть и другие, более сложные случаи, когда совпадает звучание неопределенной и личной форм глагола. Сравним слова: мчаться и мчатся; разъяриться и разъярится. Слышите разницу? А теперь сравним эти же слова в предложениях.
Пришлось мчаться, чтобы успеть на поезд. — Мимо мчатся поезда. Надо готовиться к урокам. — Миша готовится к соревнованиям.
— В чем разница между этими омофонами (словами, которые одинаково слышатся)? (Глаголы в первых предложениях каждой пары стоят в неопределенной форме, вторые — личные формы в наст, вр., 3-е л., мн. ч. и ед. ч.)
— Все ли подобные пары глаголов являются омофонами? (Ответ. Нет. Например, глаголы в неопределенной форме и в личной форме могут иметь разное ударение: тащи́ться — та́щится, рассерди́ться — рассе́рдится. Большинство глаголов различаются и произношением, и написанием. Одинаково произносится лишь концовка: -тся и -ться.)
— Как узнать, пишется эта концовка с ь или без него?
2. Чтение теоретического материала учебника (§ 110, с. 106).
3. Задание. Запишите предложение, объясните правописание глаголов, выделите окончания, определите формы и спряжение глаголов.
Змеи нередко забираются в покинутые зимовья, где не только скрываются от своих врагов-хищников, но и могут найти пищу.
Комментарий
Забираются, скрываются — окончания -ют (в наст, вр., в 3-м л., во мн. ч.; I спр.); найти — окончание -ти(в н. ф.; I спр.).
IV. Закрепление изученного материала
1. Упр. 631 — выполнение заданий (устно).
2. Упр. 632 — чтение, комментированное письмо.
3. Упр. 633 — самостоятельная работа.
V. Подведение итогов
— Как глаголы подсказывают правописание -тся и -ться?
Домашнее задание
1. § 110.
2. Упр. 634.