Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Не с глаголами - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: повторить правописание не с глаголами и существительными; развивать культуру речи, мотивацию к познавательной деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правило правописания не с глаголами; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1. Вопросы.
— Что такое глагол?
— Как изменяются глаголы?
— Какова роль глагола в предложении?
2. Упр. 607 — беседа по вопросам (в это время два ученика выполняют на доске морфологический и синтаксический разбор).
III. Работа по теме урока
1. Самостоятельные наблюдения и чтение правила (§ 107, с. 99).
2. Беседа.
Вспомним, как пишется не с существительными.
Есть общее правило для глаголов и существительных: не пишется слитно, если слово без не не употребляется (не является в этом случае приставкой): ненавидеть — ненависть, негодовать — негодование.
Существительное пишется с не раздельно, если в предложении есть отрицание, противопоставление. Если противопоставления нет — слитно. Глагол же с не пишется раздельно всегда, кроме случаев, когда слово без не не употребляется.
Разгулялась непогода. Не хочу делать уроки: виновата не погода, а лень.
Это неправда! Ты говоришь не правду, а ложь.
IV. Закрепление изученного материала
1. Упр. 609 — комментированное письмо.
Комментарий
В последнем предложении (Кто поздно встает, у того хлеба недостает) необходимо разобрать по составу глагол недостает: в этом глаголе приставка недо-. Смысл этой приставки — недостаточность, нехватка чего-либо.
Не будем путать со случаями, когда рядом оказываются отрицательная частица не и приставка до-.
Мой братишка не достает до кнопки нашего этажа в лифте. Ему недостает роста.
Из-за плохого аппетита ребенок часто не доедал суп. Бедные люди недоедают.
2. Упр. 610 - выполнение задания (устно).
3. Упр. 612 — комментированное письмо.
4. Упр. 614 - чтение, обсуждение вопросов, самостоятельное выполнение (морфологический разбор выполняется на доске).
5. Упр. 615 — сочинение-миниатюра, обсуждение.
6. Словарная работа.
1) Прочитайте вслух слова, помещенные в рамке на с. 99, определите начальную форму глаголов.
Не буду, не был — быть; не могу, не мог — мочь; не хотел, не хочу — хотеть; не стану, не стал — стать.
2) Выпишите слова, помещенные в рамке нас. 100 и в примечании к упр. 610, в тетрадь-словарик.
Ненавидеть, недоумевать, негодовать, неволить, недомогать, неистовствовать.
V. Подведение итогов
— Расскажите о правописании не с глаголами.
Домашнее задание
1. § 107.
2. Упр. 616 — выполнение заданий (устно).
3. Упр. 611, 613 — выполнение заданий (письменно).