Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Развитие речи. Описание картины А.Н. Комарова Наводнение - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: закрепить изученное о кратких прилагательных; развивать навыки описания картин, монологической речи; формировать интерес к искусству, к самостоятельной творческой деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся строить устное и письменное высказывание, конструировать текст сочинения-описания; редактировать текст; словесно передавать свои эстетические впечатления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1. Упр. 597 - чтение исправленных предложений (в это время ученик делает морфологический разбор слова).
2. Задание из рабочей тетради.
III. Закрепление изученного материала
1. Обсуждение вопросов.
— Каковы грамматические особенности кратких прилагательных?
— Как пишутся краткие прилагательные с основой на шипящую?
2. Задание. Объясните значение пословицы, правописание слов с орфограммами, пунктуацию; выясните значение рифмующихся слов.
Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
Комментарий
Гуж — кожаная петля у хомута, служащая для скрепления оглобель и дуги.
Дюж — полная форма дюжий: очень сильный, здоровый, крепкого сложения.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа.
Сегодня мы будем готовиться к сочинению по картине А.Н. Комарова “Наводнение”. Герой этой картины — заяц. Согласитесь, не часто нам встречались такие персонажи.
Художники или скульпторы, которые изображают преимущественно животных, называются анималистами (от лат. animal — животное). Те, кто изучает английский язык, вспомнили знакомое слово.
Рассмотрим репродукцию картины.
2. Упр. 598 - обсуждение вопросов.
— При ответах товарищей делайте пометки в черновиках, записывайте наиболее удачные, с вашей точки зрения, слова, выражения, мысли.
Дополнительный вопрос
— Героев какого произведения напоминает вам этот зайчишка? (Произведения Н.А. Некрасова “Дедушка Мазай и зайцы”.)
3. Устные рассказы.
— Обратите внимание на важное замечание: вы должны представить, что рассказываете о картине и ее герое не своему ровеснику, а младшему. Расскажите так, чтобы ему было понятно и интересно.
Пример рассказа
Ты не видел картину Комарова “Наводнение”? Как ты думаешь, что там нарисовано?
Да, разлив реки, но главное не это. Посмотри, на картине только одно живое существо — это заяц. Он забрался на сук старого дерева и сидит там, сжавшись в комочек. Уши у зайчишки стоят торчком, развернуты в стороны: он чутко прислушивается, нет ли еще откуда-нибудь опасности. Глаза большие, испуганные, шерстка встала дыбом. Зайчишка затаился, подобрал лапки, прижался в ветке и стволу дерева — это его единственная защита и надежда.
Как же он попал на дерево? Наверное, когда началось наводнение, он пытался убежать от подступающей воды и в последний момент успел запрыгнуть на толстый сухой сук.
Кругом вода. Вдалеке видны деревья, но они так далеко, что кажутся маленькими даже по сравнению с зайчиком. Придется ему ждать, пока вода отступит и он сможет спрыгнуть на землю.
V. Подведение итогов
Обсуждение устных рассказов.
Домашнее задание
1. Написать сочинение по картине А.Н. Комарова “Наводнение”.
2. Рабочая тетрадь: задание 134.