Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: дать понятие об именах существительных, имеющих форму только множественного числа; приучать к соблюдению речевых норм; развивать навыки лингвистического разбора, мотивацию к познавательной деятельности; формировать навыки работы в парах, в группе.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять существительные, имеющие форму только множественного числа; использовать их в речи; предупреждать речевые ошибки; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1. Упр. 505 — чтение слов, внесенных в таблицу.
Комментарий
Обратим внимание на слово рельс - оно мужского рода. У этого слова интересная история. Оно попало в русский язык с ошибкой.
Дело в том, что слово рельс происходит от английского rail (ед. ч.). Ошибочно в русском языке закрепилось значение мн. ч. (рельс) как ед. ч. Действительно, чаще всего называют этот предмет во мн. ч. К английскому слову во мн. числе (rails) добавили еще и русское окончание для мн. ч. Так получилось: рельсы.
2. Упр. 507 — чтение (в это время ученик составляет на доске схему предложения с прямой речью).
III. Закрепление темы “Род имен существительных”
Задание. Проясните род имен существительных с помощью прилагательных и глаголов прошедшего времени, составьте предложения; употребите имена существительные в ед. ч.
Тюль, рояль, шампунь, туфли, рельсы, тапки.
(Примерный ответ. На окнах висел красивый тюль. В зале стоял концертный рояль. Травяной шампунь стоил недорого. Узкая ту́фля жала ногу. На шпалы лег тяжелый рельс. Правая тапка куда-то подевалась.)
Примечание
Задание выполняем устно, по мере выполнения вносим слова в таблицу.
IV. Самоопределение к деятельности
Как вы убедились, какой бы грамматический признак имени существительного мы ни взяли, везде нас подстерегают загадки и неожиданности.
Сегодня поговорим о числе имен существительных. Уж здесь-то, наверное, все просто: когда говорим об одном предмете, используем ед. ч., когда говорим о двух и больше, используем мн. ч.
V. Работа по теме урока
1. Беседа.
Посмотрите, у меня в руках несколько предметов: назовите их. (В руках учителя очки, ножницы, консервы.)
Каждого предмета по одному, почему же мы используем форму мн. ч., называя их?
Дело в том, что в русском языке существуют слова, имеющие форму только мн. ч. Если мы добавим еще одни ножницы или очки, мы точно так же употребим форму мн. ч.
— Объясните, почему именно эти предметы имеют форму только мн. ч. Приведите другие примеры подобных существительных, попробуйте найти этому объяснение.
Строение этих предметов парное: две линзы, две дужки у очков, две половинки у ножниц. Вы можете сказать, что есть слово очко. Есть, но его значение не связано со значением существительного очки, оно связано со спортивной тематикой, например: Наша команда имеет преимущество в два очка.
Другие примеры: сани, клещи, кусачки, весы.
Ответить, почему существительное консервы имеет форму только мн. ч., затруднительно; возможно, потому, что содержимое банки консервов неоднородно, не единично.
2. Самостоятельные наблюдения (§ 93, с. 58).
VI. Закрепление изученного материала
1. Упр. 508 - комментированное письмо.
2. Упр. 509 - обсуждение, запись слов.
Комментарий
1) Названия орудий труда, инструментов: вилы, тиски, клещи;
2) названия игр: салочки, городки, шахматы, нарды;
3) названия предметов: сливки, макароны, опилки.
3. Упр. 510 — выполнение заданий (устно).
4. Словарная работа.
Упр. 511 — чтение, отработка орфоэпических норм, запись в тетрадь-словарик.
VII. Подведение итогов
— В чем особенность существительных, имеющих форму только множественного числа?
Домашнее задание
1. § 93.
2. Упр. 512.
3. Индивидуальное задание: найти на географической карте своего края (своей области) топонимы (географические названия), которые имеют форму только мн. ч.; составить с ними предложения.