Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Имена существительные одушевленные и неодушевленные - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: развить понятие о категории одушевленности; учить различать одушевленные и неодушевленные имена существительные; развивать познавательный интерес.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать одушевленные и неодушевленные имена существительные; понимать их роль в речи; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Чтение и разбор сочинений-рассуждений
III. Актуализация знаний
Лингвистическая разминка.
(Запись под диктовку на доске и в тетрадях; определение частей речи; выделение слов с вариантами морфем.)
В долинах весна была в полном разгаре. Цвела черемуха, и встречный ветер врывался к нам в окна.
Варианты морфем в словах: в — во, весна — вёсен, разгар — расход, разгар — гореть, цвела — цвет, ветер — ветры, врывался — ворвался, к —ко, нам — мы, окна — окон.
IV. Самоопределение к деятельности
Вы уже знакомы с одушевленными и неодушевленными именами существительными. Кажется, все просто: одушевленные отвечают на вопрос кто?, а неодушевленные - на вопрос что?
Одушевленное или нет существительное толпа? Ведь толпа состоит из людей. Оказывается, существительное толпа неодушевленное, отвечает на вопрос что?
V. Работа по теме урока
1. Беседа.
Выяснить принадлежность существительного к разряду одушевленных или неодушевленных поможет склонение. Дело в том, что у одушевленных существительных совпадают формы мн. ч. Р. п. и В. п., а у неодушевленных - формы мн. ч. И. п. и В. п.
Падеж |
Одушевленные сущ. |
Неодушевленные суш. |
И. п. |
Люди |
Толпы |
Р. п. |
Людей |
Толп |
В. п. |
Людей |
Толпы |
В художественной литературе, в фольклорных произведениях иногда неодушевленные предметы выступают как одушевленные: это прием олицетворения. Вспомним, например, “Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях” А.С. Пушкина.
— К каким неодушевленным предметам, как к одушевленным, обращаются герои сказки? (Примерный ответ. Злая царица обращается к зеркальцу: “Свет мой, зеркальце! Скажи да всю правду доложи”; королевич Елисей — к солнцу: “Свет наш солнышко!”, к месяцу: “Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок!”, к ветру: “Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч”.)
— Как ставятся знаки препинания при обращении? (Обращения выделяются запятыми, иногда после обращения ставится восклицательный знак.)
— Являются ли обращения членами предложения? (Нет.)
2. Самостоятельные наблюдения (§ 90, с. 50).
Рассмотрим рисунок на с. 50, определим одушевленные и неодушевленные имена существительные.
VI. Закрепление изученного материала
1. Упр. 485 — чтение, комментированное письмо.
2. Упр. 488 — комментированное письмо.
3. Упр. 486 — выполнение заданий (самостоятельная работа; морфологический и пунктуационный разбор выполняется на доске).
VII. Подведение итогов
— Как определить принадлежность существительного к разряду одушевленных или неодушевленных?
— На чем основан прием олицетворения?
Домашнее задание
1. § 90.
2. Упр. 487.