Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Имя существительное как часть речи - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: кратко повторить изученное о самостоятельных и служебных частях речи; дать понятие о морфологии; повторить изученное о существительном; показать морфологические признаки существительного, его синтаксическую роль; развивать мотивацию к познавательной деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять предмет изучения морфологии, морфологические признаки существительного; научатся различать постоянные и непостоянные признаки; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания.
Задание из рабочей тетради.
2. Повторение изученного по теме “Части речи”.
Мы приступаем к изучению самой большой, последней в этом году темы — “Морфология. Орфография. Культура речи”. Вы заметили, что слово “морфология” является однокоренным со словом “морфемика”. Действительно, у этих слов есть общий корень. Он произошел от греческого morthe — форма.
В слове “морфология” есть второй греческий корень — logos, что означает “слово, понятие, учение”. Морфемика изучает части слов, а морфология изучает слово как часть речи, изучает формы слов.
Итак, морфология — это часть языкознания, в которой слово изучается как часть речи.
— Какие части речи вы знаете? (Ответы учеников.)
Вопрос о частях речи — один из самых древних и самых сложных в языкознании. Традиционно в школьной практике выделяют десять частей речи. Самостоятельные: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие; служебные: предлог, союз, частица; отдельная часть речи — междометие. Некоторые ученые выделяют и другие части речи, это отражается в учебниках, в том числе школьных. Мы с вами будем ориентироваться на те десять частей речи, на которые распределены более 120 тыс. слов в 17-томном “Словаре современного русского литературного языка”.
В этом году мы обратимся к нескольким самостоятельным частям речи: существительному, прилагательному и глаголу, изучим их подробнее.
III. Самоопределение к деятельности
Вам, конечно, известно, что такое имя существительное. Вы знакомы с этой частью речи с самого раннего детства, когда изучали мир по картинкам и игрушкам, по окружающим вас вещам: это мяч, это кошка, это домик и т. д.
Имя существительное как часть речи вы изучали в начальной школе.
— Какие грамматические признаки имени существительного вы знаете?
Но оказывается, у имени существительного есть и другие, очень интересные признаки, о которых вы скоро узнаете.
IV. Работа по теме урока
1. Проведите самостоятельные наблюдения (§ 88, с. 44), прочитайте текст и сделайте вывод.
Вывод. Часть речи, которая называет разнообразные предметы окружающего мира, все, что существует, — имя существительное.
2. Сверка вывода с определением (с. 46).
3. Упр. 471 — беседа по вопросам (устно).
Комментарий
На вопрос что? отвечают неодушевленные существительные, на вопрос кто? — одушевленные (категория одушевленности).
4. Упр. 472 — комментированное письмо.
Дополнительное задание. Определите склонение имен существительных.
Комментарий
Имена существительные в данных предложениях играют роль подлежащих и сказуемых. Так как подлежащие и сказуемые выражены именами существительными, между ними ставится тире.
5. Упр. 473 - чтение текста, обсуждение заглавия и вопросов, письменное выполнение, комментированное выполнение грамматического задания (определение рода, числа, падежа, синтаксической роли существительных).
Комментарий
Варианты заглавий: “Книги — наши друзья”, “Значение книги”.
6. Упр. 475 — самостоятельная работа со словарями.
V. Подведение итогов
Имена существительные имеют грамматические признаки рода, склонения, падежа, числа, одушевленности/неодушевленности. Синтаксическая роль имен существительных разнообразна: подлежащие, дополнения, обстоятельства, сказуемые.
Домашнее задание
1. § 88.
2. Упр. 474, 476.