Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Суффикс - Морфемика. Орфография. Культура речи
Цели урока: научить опознавать суффикс как словообразующую морфему, выявлять его смысловое значение, группировать слова по значению суффиксов, обозначать суффиксы, подбирать ряды однородных слов, образованных суффиксальным способом.
Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Целеполагание. Саморегуляция. Познавательные УУД. Оценка и классификация объектов. Анализ явлений. Переработка информации в форму таблицы. Коммуникативные УУД. Совместная деятельность.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка. Актуализация темы урока.
Определите значение слов, запишите слова в столбик (все слова состоят из одного слога и имеют нулевое окончание): 1) используется для игры в футбол; 2) разговорный вариант слова “один”; 3) антоним слова “враг”; 4) полоска солнечного света; 5) антоним слова “день”; 6) денежная единица России; 7) бывает твёрдый, плавленый, с плесенью; 8) бывает коренной и молочный. (Мяч; раз; друг; луч; ночь; рубль; сыр; зуб.)
— Чем похожи все эти слова? Можно ли их сгруппировать по видам орфограмм? Какой приём используется для проверки парных согласных на конце слов?
II. Изучение темы урока.
1. “Уменьшите” все записанные слова, запишите их рядом. Что вы для этого использовали?
2. Работа с материалами учебника (с. 16—17) и упр. 403— 409 сопровождается составлением таблицы в тетрадях-справочниках.
Значение суффикса |
Суффиксы |
Примеры |
Лицо по роду занятий, профессии; производитель действия |
-щик-; -чик-; -ак-; -ист-; -ник-; -тель- |
Паромщик, грузчик, рыбак, гитарист, охотник, читатель |
Сделанный из... |
-ов-; -ян-; |
Меховой, шерстяной |
Становиться таким по цвету |
-е- |
Синеть |
Уменьшительный, ласкательный |
-к-; -ёшк-; -ик-; -ок- |
Рыбка, рыбёшка, мячик, сырок |
Связанный с предметом |
-к-; -н- |
Рыбный, рыбацкий |
Единичный предмет |
-ин- |
Рыбина |
Житель города, края, страны |
-ец-; -ич-; -як-; -янин- |
Рязанец, москвич, сибиряк, россиянин |
Неполнота признака |
-оват- / -еват- |
Сыроватый, синеватый |
При работе над упражнениями необходимо учесть: слово рыбачка (упр. 403) имеет два суффикса, поскольку является производным от рыбак(а); следует объяснить значение многозначного слова рыбник; упр. 404, 406 сопровождаются работой со словарём, в который заносятся все трудные слова (баянист, виолончель, теннисист и др.). Учитель может предложить учащимся составить предложения с обобщающими словами (музыкальные инструменты; виды спорта), чтобы закрепить правописание и повторить пунктуацию. Упр. 405 учитель начинает с представления суффиксов, которые используются в русском языке для обозначения жителя чего-либо.
III. Закрепление изученного материала.
Упр. 412, 413 сопровождаются выразительным чтением, дополнением таблицы, выявлением роли уменьшительно-ласкательных суффиксов. Можно предложить учащимся написать сочинение на лингвистическую тему.
IV. Подведение итогов урока.
Вопросы на осмысление: “Почему суффиксы являются значимыми частями слова? Есть ли среди суффиксов синонимичные? А омонимичные? Как вы думаете, могут ли быть антонимичными отношения между суффиксами? Отвечая на вопрос, вспомните: при изучении морфем нам встретились слова ручища и рученька.
V. Домашнее задание. Упр. 411 (Внимание! Надо внести изменения: исключить суффикс -ек-, слово носок заменить на нос); запись слов в словарики, запоминание их, дополнение таблицы в тетради-справочнике.