Фонетический разбор слова - Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Фонетический разбор слова - Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи

Цели урока: познакомить с порядком фонетического разбора слова; научить соблюдать порядок фонетического разбора слова, выполнять устный и письменный фонетический разбор слов; закрепить полученные знания в области фонетики, графики и орфографии; совершенствовать орфоэпические навыки.

Личностные УУД. Смыслообразование. Стремление к речевому совершенствованию. Интерес к творческой деятельности. Регулятивные УУД. Целеполагание. Самоконтроль. Познавательные УУД. Обобщение и систематизация наблюдений. Синтез знаний. Оценка и классификация объектов. Коммуникативные УУД. Совместная деятельность. Совершенствование устной речи. Личностная рефлексия. Умение работать в группе.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка.

— Прочитайте вслух предложение и подсчитайте, сколько в нём звуков [ц]: Лисицын собирается трудиться в детском ателье (четыре).

Какие ещё особенности произношения слов есть в этом предложении?

II. Проверка домашнего задания.

Проверка задания проходит в форме мини-конкурса по группам: какая группа представит большее число рифм на каждое слово. За каждую победу начисляется балл. Можно провести также конкурс на лучшее стихотворение с рифмами (например, на стихотворение, в котором больше всего будет употреблено трудных в орфоэпическом плане слов).

Например: щавель — фланель, апрель, канитель, купель, капель, кисель, карамель, газель...

У нас сегодня канитель:

Решили мы сварить кисель.

Надели лёгкую фланель,

Собрали в рощице щавель,

Потом мы повстречали Фёклу,

Она несла на рынок свёклу.

Но свёклу Фёкла не дала,

Давать советы начала:

Детей не надо баловать

И чаще в рощу посылать,

Чтобы щавель там собирать. (М. Бондаренко)

III. Работа по теме урока.

1. Знакомство с порядком фонетического разбора слова. Повторение сведений о гласных и согласных звуках с использованием таблиц, составленных в словаре-справочнике, а также материалов учебника.

2. Анализ образцов устного и письменного разбора слова союз (с. 146). Сопоставление устного и письменного разбора, запоминание порядка разбора, актуализация проведения фонетического разбора (сопоставление буквенного и звукового состава помогает найти орфограммы в слове и проверить их перед записью).

3. Упр. 320. Учащиеся работают под контролем учителя. Можно рекомендовать для фонетического разбора и другие слова, обратив при этом внимание на особенности их звукового состава.

IV. Закрепление изученного.

1. Запишите пять слов, в которых:

а) количество звуков и букв совпадает;

б) больше букв, чем звуков;

в) больше звуков, чем букв;

г) произношение совпадает с написанием;

д) написание расходится с произношением.

Можно организовать соревнование, кто быстрее выполнит эту работу без ошибок.

2. Фонетический разбор слов, сопровождающийся выделением и объяснением орфограмм: ёжик, светится, вкус, пончик, вокзал, чёлка, съезд.

3. Орфоэпическая контрольная работа.

1) Найдите слова, в которых допущены ошибки в постановке ударения, запишите их, поставив ударение: алфавит, дефис, щавель, документ, свекла, партер, километр, начала, цемент.

2) Выпишите слова, в которых буква е не указывает на мягкость предшествующего согласного (с твёрдым согласным перед е): партер, кашне, музей, ателье, компьютер, свитер, бассейн, термин, антенна, шоссе, зебра, кофе, шинель, фланель, теннис, модель.

3) Найдите третье лишнее слово:

а) конечно, чтобы, игрушечный;

б) что, нечто, нарочно;

в) ночник, скворечник, скучный.

V. Подведение итогов урока.

Взаимопроверка усвоения порядка фонетического разбора.

VI. Домашнее задание. Написать маленькое стихотворение с рифмой звонит — бубнит.






Для любых предложений по сайту: [email protected]