Двойная роль букв е, ё, ю, я - Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Двойная роль букв е, ё, ю, я - Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи

Цели урока: научить различать звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях, определять количество звуков и букв в словах; совершенствовать умение транскрибировать слова; закрепить орфографические навыки; развивать навыки соблюдения орфоэпических норм.

Личностные УУД. Смыслообразование. Учебно-познавательный интерес. Регулятивные УУД. Целеполагание. Саморегуляция. Познавательные УУД. Анализ явлений. Синтез знаний. Обобщение и систематизация наблюдений. Переработка текстовой информации в таблицу. Коммуникативные УУД. Сотрудничество с учителем и сверстниками.

Ход урока

  1. Лингвистическая пятиминутка. Актуализация темы урока.

Школьник Петя написал такие слова: ёд, Емен, ёга, маёр, раён, маёнез. Какие он совершил ошибки и почему? Как правильно пишутся эти слова? Какая буква пропала при ошибочном написании?

Пропала буква й. На эту букву в русском языке не начинаются слова, поэтому она бывает в начале слов крайне редко, причём только в словах иноязычного происхождения. Не пишется эта буква и перед гласными, поэтому школьник и не употребил её в трёх последних словах также иноязычного происхождения. Таким образом, школьник соблюдал правила русской графики, но они в этих словах не работают. Правописание этих слов надо запомнить: йод, Йемен, йога, майор, район, майонез.

Итак, в русском языке есть такой звук, который на письме прячется в гласные буквы. А специальная буква й, которая имеется в алфавите для его обозначения на письме (учащиеся говорят, какая она по счёту в алфавите), употребляется только после гласных в конце слова (лай, Кай, узнай, давай, другой) или перед согласными (лайка, кайма, Незнайка).

  1. Освоение темы урока.
  2. Фронтальная беседа с использованием теоретических материалов учебника (с. 141) и собственных наблюдений учащихся.

— Что же происходит в остальных случаях, когда мы произносим звук [й]? Как нам на письме отразить те слова, в которых есть данный звук, но правила русской графики запрещают писать букву й? Как в этом случае поступил Петя?

— Сравните с записанными Петей русские слова, которые по звучанию похожи на те, в которых он сделал ошибки, но пишущиеся в соответствии с правилами русской графики: ёлка, Емеля, ёжик, маёвка, раёк.

— В какие гласные буквы прячется [й’] и в каких ситуациях это происходит? Найдите в материалах учебника на с. 142 ответ на вопрос.

  1. Учащиеся делают краткую запись полученных сведений.

Позиция в слове

Е

Ё

Ю

Я

1) начало слова





2) после гласной

[й’э]

[й’о]

[й’у]

[й’а]

3) после разделительных ъ и ь





  1. Транскрибирование (лучше провести полное транскрибирование) слов в соответствии с данным выводом под наблюдением учителя. При составлении транскрипции учитель просит учащихся провести комментарий всех несовпадений звукового состава с буквенным изображением слов (внимание: оглушение конечного согласного в слове ёж, обозначение безударных гласных в словах поёт, колье).

1) Ель, ёж, юла, яма; 2) лает, поёт, тают, маятник; 3) колье, ружьё, вьют, ручья.

— В каком слове количество букв совпадает с количеством звуков? (Ель.) Почему? А что в остальных словах?

Для работы можно использовать также упр. 310 (2—4-й столбики).

  1. Работа с теоретическим материалом на с. 142, выявление второй роли букв е, ё, ю, я. Упр. 310, транскрибирование слов первой группы.
  2. Упражнение 311.

III. Орфоэпический тренинг.

Учитель предлагает сравнить произношение слов кофе и кафе, составить их транскрипцию [коф’э] — [кафэ]. На какую особенность произношения согласного ф перед буквой е обратили внимание учащиеся? В каком из слов соблюдаются правила произношения, свойственные для русского языка, а в каком нет?

Выполняется упр. 313, анализируется произношение слов в рамочках. Объясняется значение слов кашне (платок, шарф, который повязывается на шею), ателье (предприятие по оказанию населению различных услуг), вспоминают значение слова партер.

Учитель сообщает учащимся о том, что в словах иноязычного происхождения буква е не указывает ни на мягкость, ни на твёрдость предшествующего согласного, поскольку мы должны заранее знать, как такое слово произносится — с твёрдым или с мягким согласным перед е. Поэтому слова иноязычного происхождения доставляют трудности не только пишущим, поскольку, как правило, содержат непроверяемые написания, требующие обращения к орфографическому словарю и запоминания, но также и говорящим, так как требуют обращения к орфоэпическому словарю и запоминания их произношения. С этим словарём учащиеся познакомятся на следующем уроке.

Слова из рамочки на с. 143 учащиеся заносят в таблицу, заполняемую в словарике, дополняя её словами из словарика “Произноси правильно!” на с. 173—174 и предложенными учителем.

Произносится мягко

Произносится твёрдо

Музей, текст, тема; шинель, дефис**, зебра, бассейн, рента, серия, термин, пудель, дельфин, схема, паркет, театр, телефон и др.

Ателье, кашне, модель, свитер, теннис, партер, шоссе; фонетика, дельта, компьютер, антенна, гантели, туннель, бизнес и др.

** В учебном словарике представлено произношение твёрдого согласного перед е, однако орфоэпическая норма современного русского языка предполагает два варианта произношения (преимущественно с мягким).

  1. Тренировочные упражнения на закрепление изученного.
  2. Упражнение 312.
  3. Выборочный диктант по вариантам: 1-й вариант записывает слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один звук и указывают на мягкость предыдущего согласного; 2-й вариант — слова, в которых эти буквы обозначают два звука; выделяют все орфограммы, имеющиеся в словах (у доски работают по два представителя каждого варианта, при проверке по очереди комментируют орфограммы):

подъезд, яркий, увяз, занёс, люлька, вьётся, племя, каёмка, юрта, бьют, паренёк, свёкла, щавель, пьеса, январь, декабрь, беседа, ябеда, позёмка, объявление.

— Какие слова выписали оба варианта? (Ябеда, объявление.)

— В каком слове есть буква я, которая не указывает на мягкость предыдущего согласного? Какое орфографическое правило регулирует это написание? Что мы слышим в этом слове? Под руководством учителя составляется транскрипция этого слова: вьётся — [вй’оца].

— На какое произношение слов щавель, свёкла вы обратили внимание?

  1. Подведение итогов урока.

Учащиеся называют, какие есть способы обозначения мягкости согласных звуков на письме, и делают небольшой подсчёт: какое количество букв надо было бы добавить в русский алфавит, если бы в языке не было бы этих специальных указателей мягкости (пришлось бы удвоить количество парных по мягкости-твёрдости согласных).

  1. Домашнее задание. Упр. 314.





Для любых предложений по сайту: [email protected]