Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Звонкие и глухие согласные - Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи
Цели урока: актуализировать знания учащихся о глухих и звонких согласных; научить различать согласные по звонкости-глухости, называть пары по звонкости-глухости, выделять непарные согласные, распознавать в словах глухие и звонкие согласные.
Личностные УУД. Смыслообразование. Учебно-познавательный интерес. Регулятивные УУД. Целеполагание. Саморегуляция. Познавательные УУД. Анализ явлений. Синтез знаний. Использование специальной знаковой системы. Коммуникативные УУД. Сотрудничество с учителем и сверстниками.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка. Актуализация темы урока.
— Прочитайте слова в обратной последовательности (не забывайте, что написаны буквы, а произносим мы звуки!): лён (ноль); люк (куль); лоб (пол); код (ток).
— Какое позиционное чередование отражается в последних двух парах?
II. Освоение темы урока.
1. Повторение известных учащимся из курса начальной школы сведений о звонких и глухих согласных, о парных и непарных по звонкости-глухости согласных.
2. При работе с материалами для наблюдения в учебнике учителю следует обратить внимание на произношение слова компьютер, поскольку в устной речи нередко твёрдый звук [т] ошибочно заменяется мягким [т’], что связано с устаревающим сегодня правилом о том, что перед гласным переднего ряда [э] возможны только мягкие согласные, а особенности произношения слов иноязычного происхождения с твёрдыми согласными перед е будут рассмотрены позднее.
3. Чтение, анализ и запоминание сведений об образовании звонких и глухих согласных, о парных и непарных согласных, подсчёт, сколько в русском языке пар по звонкости-глухости (11), сколько непарных глухих (5), непарных звонких (9). Сколько всего звуков здесь представлено? (Должно получиться 36.)
Лексическая работа: сонорный — от лат. sonorous (звучный) — звук, образующийся с преобладанием голоса над шумом.
4. Наблюдение над смыслоразличительной ролью согласных звуков — упр. 284. Выполняя упражнение, учащиеся делают транскрипцию согласных в последнем столбике. Обращается внимание на обозначение мягких согласных. Можно работу по транскрибированию согласных организовать и на материале всего упражнения (слов — 24), когда к доске выходят по очереди все учащиеся, а затем проводится общая проверка записей. Учитель может усложнить задание: сделать транскрипцию всего слова. Образец: шалость [шалас’т’].
5. Упр. 285 можно также сопроводить транскрипцией слов.
III. Закрепление изученного.
1. Работа по вариантам: 1-й вариант записывает слова, в которых есть глухие согласные, 2-й вариант — слова только со звонкими согласными. У доски ученик записывает слова, в которых есть сонорные согласные.
Мяч, парашют, жюри, тополь, берёзка, бензин, саквояж, течь, орфограмма, эпиграф, обитель, морфема, дивный, баскетбол, рапорт, на салюте, изредка, цапля, сердечный.
2*. Выборочный диктант: записать по вариантам: 1-й вариант — слова, в которых есть твёрдые глухие согласные; 2-й вариант — слова, в которых есть мягкие глухие согласные.
Есть твёрдые глухие согласные |
Есть мягкие глухие согласные |
Парашют, жюри, тополь, берёзка, саквояж, орфограмма, эпиграф, баскетбол, рапорт, на салюте, изредка, цапля |
Мяч, течь, эпиграф, обитель, морфема, баскетбол, на салюте, сердечный |
V. Подведение итогов урока.
Взаимоконтроль по теоретическим сведениям о согласных звуках.
VI. Домашнее задание. Упр. 286. Дополнительно: выучить стихотворение наизусть. Выписать в словарь незнакомые слова.