Твёрдые и мягкие согласные - Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Твёрдые и мягкие согласные - Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи

Цели урока: актуализировать знания учащихся о мягких и твёрдых согласных; дать представление о непарных по мягкости-твёрдости; развить умение различать мягкие и твёрдые согласные; научить обозначать мягкость согласных при транскрибировании; совершенствовать произносительные нормы.

Личностные УУД. Смыслообразование. Учебно-познавательный интерес. Регулятивные УУД. Целеполагание. Саморегуляция. Познавательные УУД. Анализ явлений. Синтез знаний. Использование специальной знаковой системы. Коммуникативные УУД. Сотрудничество с учителем и сверстниками.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка.

— Найдите фонетическую ошибку, которая допущена в мультфильме-загадке:

Далеко-далеко на лугу

Пасутся ко...

Ко... Нет, не кони!

Ко... Нет, не козы!

Ко... Правильно, коровы!

Ответ: начальные сочетания в словах кони, козы, коровы разные: в слове коровы в первом слоге нет звука [о], там звук, близкий к [а].

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся повторяют материал предыдущего урока, иллюстрируя его подобранными дома примерами.

III. Освоение темы урока.

1. Работа с материалом для наблюдений (с. 127).

2. Чтение и запоминание правила (с. 127), запись слов из материала для наблюдений с транскрипцией парных по мягкости- твёрдости согласных: сло[н] — ко[н’]; [б’]елка — б[ы]к. У доски учащиеся транскрибируют слова полностью.

3. — Сколько всего в русском языке согласных звуков? Подсчитайте их в правиле (ответ: 36 звуков). Особое внимание обращается на согласные, не имеющие парных по мягкости-твёрдости.

4. При работе с упр. 277 и 278 последовательно выделяются сигналы мягкости — буквы ь, е, ё, ю, я. Работая с данными сигналами, учащиеся повторяют, что ь не обозначает звука; значит, в словах с мягким знаком, встретившихся в упражнениях, букв больше, чем звуков: удар — 4 буквы, 4 звука; ударь — 5 букв, 4 звука: различение слов при произношении происходит за счёт разных конечных звуков.

Несмотря на то что более подробно роль гласных е, ё, ю, я, и будет рассматриваться в дальнейшем, уже на этом уроке стоит обратить внимание на то, какие гласные звуки обозначают эти буквы. Используем таблицу, составленную на предыдущем уроке, где представлены буквы е, я, и, дополняем: буква ё — ударный звук [о]; буква ю — звук [у], ударный и безударный.

5. Упражнение на закрепление материала: запишите слова с транскрипцией согласных: быть — бить; выть — вить; муть — мир; луч — люк; мяч — май; тушь — тир.

Образец: [б]ы[т’] — [б’] и [т’].

Контрольный вопрос: В каком слове все согласные твёрдые? (Тушь.) А почему в слове пишется ь? (Орф. № 8.)

6. — Произнесите слова: трудиться, добиться, учиться. Сигнализирует ли мягкий знак о мягкости согласных? Что мы слышим на месте выделенных букв? Запишите этот звук в транскрипции (труди[ц]а). Он твёрдый или мягкий? Какая орфограмма связана с этим? (Орф. № 23.)

7. Орфоэпическая работа: упр. 281.

IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.

1. Упражнение 279.

2. — Сколько твёрдых согласных звуков в скороговорке: Летели лебеди с лебедятами. (Один: лебедя[т]ами.)

— Сколько мягких согласных звуков в пословице: Не трудиться, так и хлеба не добиться. (Пять: [н’]е тру[д’]иться, так и х[л’]еба [н’]е до[б’]иться.)

V. Подведение итогов урока.

Учащиеся подсчитывают, сколько в русском языке в сумме гласных и согласных звуков (6 + 36).

VI. Домашнее задание. Упр. 280.






Для любых предложений по сайту: [email protected]